В начале 2019 г. стоимость бензина в России вплотную приблизилась к ценам в Соединенных Штатах. Привлекательность экспорта автобензина и дизеля для компаний остается высокой по сравнению с реализацией топлива на российском рынке. Единственным выходом из ситуации остается искусственное сдерживание и ручное управление рынком со стороны государства. С 1 января акцизы на нефтепродукты в России дополнительно выросли от 2,8 до 4,1 тыс. рублей за тонну, достигнув, в частности, 8,541 тыс. рублей за тонну на дизтопливо и 12,314 тыс. рублей за тонну на бензин. С начала года на 2%, до 20%, повышен и НДС. Одновременно российское правительство запустило «завершение налогового маневра», предполагающее действие отрицательного акциза для НПЗ, в случае если более 10% сырья перерабатывается в бензин пятого класса.  

В ходе Российского инвестиционного форума, прошедшего в феврале в Сочи, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что топливо в стране дешеветь не будет, поскольку рыночные механизмы, существующие в РФ, не предполагают такой возможности. В январе премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от Козака «вызывать на ковер» глав компаний, которые нарушают соглашение о ценах на бензин, подписанное в ноябре прошлого года. Тем временем реализуемый правительством «налоговый маневр» в нефтянке оброс за последнее время таким количеством поправок, что результат их воздействия на отрасль плохо поддается какому-либо прогнозированию. 

Алекандр Шкурин, начальник отдела анализа и маркетинговых исследований, Refinitiv, отмечает существенный рост инфляции с начала года в России. Несмотря на замораживание цен в рознице стоимость топлива подрастает, а в российских регионах зафиксирована значительная разница в оптовых ценах от 38 тыс. до 88 тыс. рублей за тонну бензина. Самые высокие цены отмечены в Сибири и на Дальнем Востоке. К этому приводит диспропорциональное размещение производственных мощностей российской нефтепереработки. 75% топлива выпускается в европейской части страны. По словам Шкурина, действующий демпфер приведет к дальнейшему росту региональной диспропорции. Уже сейчас оптовые цены в европейской части страны в два раза ниже дальневосточных. Существующий механизм не учитывает ни региональные особенности, ни транспортную составляющую при формировании стоимости топлива в РФ. По мнению эксперта, сбор акцизов необходимо перевести с федерального на региональный уровень: в результате они станут гибким механизмом регулирования топливного рынка в регионах, что позволит местным властям оперативно реагировать на сезонные изменения. 

Кроме того, вся эта конструкция изначально устроена так, что исходит из предположения, что цены на топливо в России будут постоянно расти. У Минфина существует четкое понимание, что акцизы на топливо должны все время прирастать, а Минэнерго ориентированно на постоянное плавное повышение цен. Кроме того, правительство РФ планирует до 2024 г. получить за счет «завершения налогового маневра» дополнительные 1,6 трлн рублей для финансирования «майских указов» президента. По словам Александра Шкурина, один из участников созданной в ноябре прошлого года Рабочей группы при Минэнерго после февральского заседания отметил полное отсутствие определенности и понимания дальнейшего развития топливного рынка в стране. Выстроенная в ручном режиме конструкция регулирования оказалась нежизнеспособной, а внедренный демпфирующий механизм ведет к дальнейшему росту цен на топливо.

Мария Кутузова