Фото: Everett Collection / Shutterstock.com

Главы американских нефтегазовых корпораций Exxon Mobil и Chevron вели в прошлом году переговоры о возможном слиянии, передает ТАСС со ссылкой на источники The Wall Street Journal. По мнению американского издания, переговоры носили предварительный характер. 

Как подчеркивают «Известия», по предварительным данным директор Chevron Майкл Уирт и руководитель ExxonMobil Даррен Вудс говорили о возможности слияния в 2020 году после того, как началась пандемия коронавируса. В связи с COVID-19 компании столкнулись со снижением спроса на нефть и газ, а также финансовыми трудностями. 

Так, указывает РБК, Chevron на прошлой неделе сообщила об убытках в размере $11 млн за четвертый квартал. Exxon в конце прошлого года оставила свои дивиденды без изменений, хотя прежде, с 1982 года, ежегодно увеличивала выплаты акционерам. 

По подсчетам Wall Street Journal, которые приводит «Ъ», капитализация объединенной компании может превышать $350 млрд, а объем производства — составлять около 7 млн баррелей в сутки. Если объединение Chevron и ExxonMobil состоится, компания станет второй нефтяной компанией мира по этим показателям после Saudi Aramco. При этом газета отмечает, что объединение крупнейших нефтяных компаний США может нести за собой антимонопольные и регуляторные риски.

ПРАЙМ добавляет, что слиянию компаний может помешать регулирование и возможные антимонопольные меры администрации президента Джо Байдена. При этом один из источников американского издания заявил, что стороны, возможно, упустили возможность договориться, когда у власти был Дональд Трамп, администрация которого была более дружественно расположена к нефтяной промышленности. 

Пока дальнейшего продолжения переговоры не получили. Компании не стали комментировать, почему отказались от идеи. Но сам факт разговора об объединении крупных нефтяных игроков уже свидетельствует о некоем тренде на рынке, считает партнер, руководитель нефтегазовой практики KPMG в России и СНГ Антон Усов. 

«Если говорить в целом, консолидация отрасли действительно проходит. Прежде всего консолидация проходит для целей достижений экономии масштаба. В чем это заключается? Прежде всего в сокращении управленческих аппаратов, это очень значимые расходы, консолидация технологических и инжиниринговых направлений, консолидация бытовой базы», — говорит эксперт в беседе с BFM.ru.

«Таким образом, экономия масштаба, безусловно, может быть достигнута, и впоследствии какие-то активы, которые малоэффективны или ниже эффективного в среднем по объединенным организациям, могут быть проданы. Таким образом, мне кажется, что консолидация отрасли — это, конечно, здравый тренд в настоящее время», — полагает Антон Усов. 

«Предпосылки для переговоров о слиянии двух крупнейших нефтедобытчиков есть — пандемия вызвала кризис на нефтяном рынке, который, в свою очередь, спровоцировал раунд консолидации», — отмечает в беседе с «Российской газетой» аналитик «Альфа-Капитала» Юлия Мельникова. По ее мнению, в прошлом году ряд M&A (слияний и поглощений) нефтяников был необходим не столько для расширения бизнеса, сколько для предотвращения потенциальных банкротств. Exxon и Chevron также столкнулись с финансовыми сложностями. 

«Оптимизация капитальных затрат обеспечит дивидендные выплаты и позволит развивать новые проекты. Также слияние добавит гибкости компании в части менеджмента активов, наименее рентабельные из которых могут быть проданы», — считает Мельникова. 

Кристина Кузнецова