Фото: Stock.adobe.ccom

Европейская комиссия заявила о намерении летом 2021 г. разработать углеродные тарифы для импортируемых в ЕС товаров, которые могут вступить в силу в 2023 г. Однако политика сокращения выбросов не применяется повсеместно, в результате новые тарифы могут стать причиной потери конкурентоспособности целого ряда производителей во многих отраслях мировой экономики. Климатическое регулирование может уже в ближайшие годы привести в Европе к большому переделу рынка.  

ВТО обсуждает введение трансграничного углеродного сбора в ЕС. Предполагается, что на первом этапе из-за климатического регулирования товары, произведенные в Евросоюзе, будут дороже, чем товары, на которые не распространяются правила сокращения выбросов, что сделает местные предприятия менее конкурентоспособными по сравнению с глобальными конкурентами. В результате в ЕС разрабатывают сборы на импортируемые углеродоемкие товары. Тогда как правила Всемирной торговой организации позволяют европейским и другим странам вводить углеродное регулирование, если оно не дискриминирует импортеров в целом, а также по отношению к другим членам ВТО. Однако разработка системы углеродного регулирования, соответствующая таким обязательствам технически сложна. По словам Людивины Тамиотти, советника подразделения торговли и окружающей среды ВТО, существуют два ключевых инструмента такого регулирования: введение налога на содержание углерода в ископаемом топливе, а также схемы торговли выбросами углекислого газа.

Евросоюз планирует ввести пограничный сбор на импортируемые товары, эквивалентный внутренней цене на углерод в ЕС, теоретически уравнивая режим между импортируемыми и произведенными внутри страны товарами. Но как определить внутреннюю цену на углерод, если она постоянно меняется в Евросоюзе, и как облагать импорт с уже уплаченными на национальном уровне сборами и налогами на углерод, чтобы гарантировать, что импортеры не подвергаются дискриминации? 

Согласно оценкам Bloomberg, данная мера климатического регулирования станет источником новых доходов ЕС — порядка 5–14 млрд евро в год. Критики этой меры отмечают необходимость, если речь, действительно, идет о климате, отправить эти средства в развивающиеся страны, чтобы поддержать их промышленность на этапе энергетического перехода, или помочь промышленным предприятиям с внедрением «зеленых технологий».

США: удвоение целей снижения эмиссии.

Как сообщает Bloomberg, администрация нового американского президента Джо Байдена ставит цель сокращения выбросов углекислого газа как минимум на 50% к 2030 г. (по сравнению с базовым уровнем 2005 г.). Ранее, при администрации Барака Обамы, США обещали к 2025 г. сократить эмиссию на 26–28% по сравнению с уровнем 2005 г. Согласно официальным данным, Соединенные Штаты находятся на пути к достижению цели эпохи Обамы, сократив к 2019 г. выбросы на 14% по сравнению с уровнем 2005 г. Для сравнения Великобритания и ЕС обязались к 2030 г. сократить эмиссию на 68% и 55% соответственно к уровню 1990 г. Тем временем экологические группы в США лоббируют решение о сокращении выбросов еще одного парникового газа — метана — на 40% к 2030 г. По мнению экспертов, только меры по устранению метановых утечек на американских нефтегазовых объектах позволят снизить эмиссию, эквивалентную по объему уровню выбросов 140 млн автомобилей с бензиновым двигателем. 

По словам политического аналитика Совета по защите природных ресурсов Аманды Левин, в настоящее время США получают около 40% электроэнергии за счет ядерной и возобновляемой энергии, но к 2030 г. стране придется удвоить этот показатель до 80%, чтобы страна встала на путь сокращения выбросов, достаточный для достижения новой цели. Пока Соединенные Штаты вырабатывают 60% электроэнергии за счет углеводородного сырья.

Два мира, два разных тренда.

По данным Reuters, в десятилетие, предшествовавшее пандемии коронавируса, мировое потребление энергии росло в среднем на 1,9% в год, в то время как выбросы углекислого газа, связанные с энергетикой, увеличивались в среднем на 1,4%. Замена угля в электроэнергетике на природный газ, энергию ветра и солнца, а также повышение энергоэффективности позволили снизить выбросы на единицу потребления энергии в большинстве стран мира. В странах с развитой экономикой, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) потребление энергии в это время увеличилось лишь (0,4% в год), тогда как выбросы углекислого газа снизились (-0,4% в год). За последние десять лет значительное сокращение выбросов уже достигнуто в Дании (-4,0%), Великобритании (-2,8%), Италии (-1,8%), Франции (-1,7%), Испании (-1,3%), Германии (-1%), США (-0,6%) и других странах.

По данным прошлогоднего статистического обзора мировой энергетики компании BP, пик выбросов, связанных с энергетикой, был достигнут в ОЭСР еще в 2007 г. Тогда как для остального мира пик маячит лишь в далекой перспективе. Так, в развивающихся странах, не входящих в ОЭСР, наблюдается значительный ежегодный рост как энергопотребления (в среднем на 3,1%), так и выбросов (в среднем 2,5%) за последние десять лет. Значительно вырос показатель эмиссии CO2 в Бразилии (2,3%), Китае (2,5%), Индии (4,5%), Индонезии (5%), Филиппинах (6,5%), Бангладеш (8,0%) и Вьетнаме (10,8%). В результате глобальные выбросы CO2, связанные с энергетикой, достигли рекордных 34,2 млрд т в 2019 г., тогда как в 2009 г. был зафиксирован уровень в 29,7 млрд т и 23,1 млрд т в 1999 г. 

В Reuters прогнозируют, что пандемия коронавируса, локдауны и экономический кризис в прошлом году привели к сокращению потребления энергии и выбросов в энергетике в 2020 г. Однако по мере восстановления экономики, ослабления ограничений и возобновления международной пассажирской авиации оба показателя могут вновь вырасти и выйти на новый рекорд к 2023–2024 гг.

Мария Кутузова