Заокеанская нефтепереработка закручена «на полную катушку». Поможет ли это Байдену?
Американские НПЗ, завершив плановое техобслуживание и весенний ремонт, вошли в итоговый месяц 2-го квартала 2024-го, по данным Reuters, с загрузкой заводских мощностей, более чем на 90%. Это довольно много для мирного, не омраченного всевозможными мобилизациями времени. Теперь уже можно сказать без особых сомнений: неписаная договоренность между гигантским даунстрим-бизнесом и федеральной администрацией, загнанной в угол отчаянной схваткой за выживание нынешней власти демократов в год президентских выборов, наверняка вступила в силу. Общая цель — избежать сильного недовольства соотечественников на АЗС в канун периода отпусков.
Если год назад розничная цена галлона бензина самого популярного в Соединенных Штатах сорта Regular, по данным крупнейшего национального объединения автомобилистов ААА, составляла в среднем 3,576 доллара, то ныне, благодаря запуску почти всех доступных на данный момент крекинг-установок страны, ценники опустились до 3,559 доллара. «Неужто это важно для богатой или, во всяком случае, зажиточной сверхдержавы?», — наверняка удивится сторонний наблюдатель. Да, представьте себе, важно. Важно, прежде всего, в плане проекции потребительской статистики на морально-психологическое состояние общества, где еще с первой половины прошлого века почти все привыкли просиживать немалую часть жизни за рулем.
Но важно это, вместе с тем, и в прямом — «кошельковом» смысле. В США еще не забыты критичные для топливного рынка годы, когда вплоть до 40% опрошенных социологами автовладельцев с грустью говорили, что они не собираются в отпускное (или каникулярное) время ехать на своей машине на другой конец страны, чтобы навестить друзей или родственников. Слишком уж дорого это становилось. Разница (хотя бы по сравнению с относительно благоприятной нынешней конъюнктурой) могла составить многие сотни долларов. Особенно если из Техаса предстояло «накручивать» бесконечные мили до Нью-Йорка, а, скажем, из Мэна до Калифорнии. Учитывая еще и дороговизну авиабилетов на тех же направлениях, планирование очередного отпуска и вовсе становилось для некоторых семей головоломкой…
…В 1-м квартале 2024-го мощности американских НПЗ были загружены, по данным департамента энергетической информации США (EIA), на 86%. Это, конечно, тоже немало с учетом того, что совокупные возможности суточной переработки «черного золота» в США достигают колоссальной цифры — 18,1 млн баррелей. Но нет предела совершенству, тем более что в июле, августе и сентябре нынешнего года объемы даунстрима могут взметнуться намного выше 90%. Как отметил Мэтью Блэр, директор исследовательской службы даунстрима в финансовой фирме Tudor, Pickering, Holt & Co, «с точки зрения прибыльности у нас складывается перспектива даже очень хорошего лета».
Чемпион даунстрима США, а это Marathon Petroleum Corp, готов в жаркий сезон поднять объем крекинга до 94% своей мощности — 2,9 млн баррелей в день. Что, конечно, превысит скромную весеннюю планку той же компании — 82,2%. На 95% загрузится второй игрок той же отрасли — Valero Energy Corp. Не отстанут и другие конкуренты. Да и приходится ли им сдерживать темпы, если и мировые цены на нефть в последние дни не растут, а даже наоборот? Ближневосточный конфликт если и бьет по рынку, то слабее, чем думалось. Китай выходит из постковидной эпохи медленнее, чем ожидалось, и требует меньше энергоресурсов, чем предполагалось. ОПЕК+ хотя и следует курсом квотных самоограничений, но все-таки с меньшим рвением; а таким крупным производителям, как ОАЭ, и вовсе делаются коллективные уступки по объемам добычи, закладываемым на ближайшие месяцы…
…Итак, «звонкое лето отпусков» за океаном должно пройти для Америки, перемещающейся на колесах, под знаком более чем 90-процентного ввода всех технологических возможностей тамошних НПЗ. Во всяком случае, так полагает Джон Ауэрс, гендиректор консалтинга Refined Fuels Analytics. А вот Эндрю Липоу, президент другого консалтинга — Lipow Oil Associates, сказал журналистам Эрвину Себа и Николь Джао о своих еще более оптимистичных надеждах. По его мнению, загрузка будет блуждать в среднем по индустрии в вилке от 90 до 95 процентов. То есть пока сверхдорогого бензина вообще не предвидится. Другое дело, как повлияет это на настроения избирателей к 5 ноября. Ведь их повседневная жизнь определяется «не бензином единым».
Павел Богомолов
Кандидат политических наук