«У Glencore всегда были проблемы с репутацией, но даже по их стандартам последние шесть месяцев стали, действительно, ужасающими», – отмечает Бен Дэвис, аналитик Liberum Capital Ltd. Обвинения в коррупции, скандалы, санкции, введенные в отношении активов и партнеров компании, судебные иски, расследования со стороны властей США, Великобритании и Конго. Однако за первое полугодие у компании рекордные за всю историю финансовые результаты.

Glencore, крупнейший в мире сырьевой трейдер, увеличила прибыль на 23% в первом полугодии. Скорректированная EBITDA Glencore в первом полугодии составила 8,27 млрд долларов. Выручка компании в первом полугодии увеличилась на 8,2% и составила 108,6 млрд долларов, а чистый долг снизился на 16% до 9 млрд долларов. Однако активы Glencore сократились на 1,2 млрд долларов до 84,65 млрд долларов.

Главной причиной такого снижения активов трейдер назвал переоценку доли в Русале из-за падения ее капитализации после введения санкций США в апреле этого года в отношении компании и ее основного акционера Олега Дерипаски. ​В Русале швейцарской компании принадлежит 8,75%. Если в конце декабря 2017 г. Glencore оценивала стоимость своей доли в Русале в 933 млн долларов, то на конец июня 2018 г. она составляла 347 млн долларов.

Компания привыкла к очень большим рискам. Сейчас в Голливуде как раз готовится киноверсия биографии основателя Glencore под названием «Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича». Швейцарский трейдер всегда имел репутацию компании, ходящей по лезвию бритвы, но в последние годы начала действовать так, как будто является неприкасаемой, цитирует Reuters слова одного из участников рынка.

В начале августа Glencore сообщила о намерении завершить сделку с акциями «Роснефти» во втором полугодии 2018 г. Glencore получит в прямое владение 0,57% акций российской компании, а Катарский фонд Qatar Investment Authority (QIA) – оставшиеся 18,93%. Напомним, что в мае этого года сорвалась сделка по продаже 14,16% «Роснефти» из этого пакета китайской частной компании CEFC за 9,1 млрд долларов.

В июле Glencore объявила о выкупе своих акций на сумму 1 млрд долларов. Как только акции обвалились на сообщении, что американские власти потребовали от компании документы, связанные с возможной коррупцией и отмыванием денег в Нигерии, Конго и Венесуэле с 2007 г. по настоящее время.

За последние полгода Glencore столкнулась с рядом юридических проблем в Конго, где она владеет медными и кобальтовыми рудниками. Министерство юстиции США в июле потребовало от компании документы, имеющие отношение к деятельности в Конго, Нигерии и Венесуэле, в частности, о партнерстве Glencore с Дэном Гертлером, бывшим крупным инвестором деятельности швейцарской компании в Конго. В декабре прошлого года Гертлер попал под действие санкций Министерства торговли США за близкие связи с президентом Конго Джозефом Кабилой, при помощи которого он сделал огромное состояние.

В Конго сейчас сосредоточено около 60% мировой добычи кобальта. Стоимость одной тонны металла выросла с 30 тыс. долларов в 2007 г. до 85 тыс. долларов в настоящее время. Бум спроса на кобальт возник из-за роста производства аккумуляторов для электромобилей и смартфонов. Согласно оценкам Glencore, к 2030 г. мировой спрос на кобальт вырастет в 4 раза по сравнению с объемами производства в 2017 г., до 314 тыс. т. Glencore является крупнейшим производителем кобальта в мире. Компания владеет несколькими рудниками, где ведется разработка этого металла, в Австралии, Канаде и Конго (в последней стране Glencore принадлежит крупнейший в мире рудник Катанга). Не так давно швейцарский трейдер заключил с китайской GEM соглашение о поставках в 2018-2020 гг. более 50 тыс. т кобальта. Цены на нефть волатильны, русские олигархи, африканские и латиноамериканскиепартнеры попадают под санкции, но при такой диверсификации деятельности Glencore кажется непотопляемым…

Мария Кутузова