У Сахалина могут забрать почти 25 млрд рублей, которые он получает от нефтегазового проекта «Сахалин-2». На эти деньги претендует федеральный бюджет и Фонд развития Дальнего Востока. Компенсировать потери сахалинскому бюджету предполагается с помощью дотаций федерального центра. Об этом сообщает Gazeta.ru со ссылкой на источники в правительстве.

Правительство предлагает внести поправки в Бюджетный кодекс, предполагающие с 1 января 2018 года перераспределение в пользу федерального бюджета доходов от налога на прибыль участников нефтегазового соглашения о разделе продукции (СРП) «Сахалин-2». Как сообщает РБК, текст поправок подготовлен, но еще не внесен в Думу.

В случае принятия поправок потери сахалинского бюджета составят 51,3 млрд рублей за три года, в том числе 25 млрд рублей в 2018 году. 25 млрд рублей — это 23% собственных доходов Сахалинской области, прогнозируемых на этот год. При этом даже с учетом правил бюджет региона считается дефицитным. В 2018 году дефицит оценивается 10,6 млрд рублей. На 2019 год было запланировано снижение регионального дефицита вдвое.

Полученные средства, согласно логике поручения вице-премьера Юрия Трутнева, должны быть направлены «на развитие Дальнего Востока». В частности, предполагается использовать эти деньги для докапитализации Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).

Впрочем, источники в правительстве утверждают, что окончательно схема распределения средств не выбрана. «Деньги поступят в федеральный бюджет и будут направлены на дальневосточные нужды, однако не факт, что их получит затем только ФРДВ, они могут пойти и напрямую в регионы», — говорит собеседник издания «Ъ».

Это не первый раз, когда федеральный центр забирает у Сахалинской области часть поступлений от проекта «Сахалин-2»: до 2017 года регион получал 80% налога на прибыль, но в конце 2016 года правительство перераспределило 5% на поддержку других регионов.

Как отмечает Наталья Порохова из АКРА, СРП по Сахалину и правила распределения доходов российской стороны по этим соглашения утверждались в середине 1990-х годов. «В 2000-х годах возобладала четкая тенденция к централизации налоговых доходов, особенно нефтегазовых, на федеральном уровне, и в нынешней системе ситуация, когда регионе получает 75% платежей по налогу на прибыль, выглядит необычно», — говорит она. По ее мнению, докапитализация ФРДВ укладывается в общий подход правительства к Дальнему Востоку, которому в последние годы предоставлено большое число различных льгот и субсидий.

Источник в окружении вице-премьера объясняет, что на развитие проектов на Дальнем Востоке требуются средства, а Сахалин способен сократить свои расходы — его бюджет еще недавно был профицитным. Кроме того, в регионе растет количество других нефтегазовых проектов — от производства малотоннажного СПГ до добычи нефти «Роснефтью», что также предполагает отчисления в местный бюджет.

В Минфине не отвечают на вопрос о возможной компенсации выпадающих доходов Сахалина из федерального бюджета. А главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов объясняет такое распределение особым устройством российской бюджетной системы. «Большинство регионов получают трансферты из федерального бюджета и только таким образом поддерживают дефицит на приемлемом уровне. Суммарная величина трансфертов регионам из федерального бюджета составляет около 1,5 трлн рублей в год. Соответственно, изъятие доходов из бюджета Сахалинской области должно быть в какой-то степени компенсировано увеличением федеральных трансфертов», — считает Ежов.

Кристина Кузнецова