Еврокомиссия получила мандат на ведение переговоров с Россией по строительству второй ветки газопровода «Северный поток» в специальном режиме. Переговоры пройдут в сентябре 2017 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Мароша Шефчовича, которое он сделал в ходе министерской конференции по устойчивому развитию энергетики в Астане.

«Это совсем свежие новости: комиссия одобрила мандат, и сегодня мы должны представить его странам-участницам. У нас есть право не только участвовать в дебатах, но и предлагать добавки в текст. Я поддерживаю позицию министра Новака о том, что им нужно внимательно изучить мандат. Надеюсь, мы и дальше будем обсуждать этот вопрос — наверное, уже в сентябре», — сказал Шефчович.

Данный документ предполагает создание специальной юридической базы, на основе которой, по мнению ЕК, должен работать будущий газопровод.

Россия, в свою очередь, готова изучить мандат и настаивает на коммерческом характере переговоров по газовому проекту. «Наша позиция пока заключается в том, что строительство этого инфраструктурного проекта «Северный поток – 2» осуществляется коммерческими европейскими компаниями и российским «Газпромом». И на сегодняшний день все взаимоотношения строятся на коммерческой основе», — отметил министр энергетики России Александр Новак.

Однако в компании Nord Stream 2 (проектная компания «Северного потока-2», дочерняя компания «Газпрома») считают, что создание специальной юридической базы для газопровода по политическим причинам создаст опасный прецедент для любых частных инвестиций в инфраструктуру Евросоюза.

«Неприемлемо, что среди всех конкурентных трубопроводных проектов Еврокомиссия как гарант европейских договоров выделяет «Северный поток 2» и создает к нему специальный политический подход. Это нарушает принцип равного подхода, который является одним из основополагающих элементов договоров Европейского союза», — говорится в сообщении компании.

Противники «Северного потока 2» считают, что новый газопровод угрожает энергетической безопасности Европы и противоречит стратегии, предполагающей диверсификацию поставок энергоресурсов и снижение зависимости от «Газпрома».

«Запрос ЕК в Совет ЕС на получение мандата для переговоров с Россией с целью определения особого правового статуса «Северного потока 2» является процедурой больше похожей на очередную попытку перестраховать себя от рисков – от монопольного влияния «Газпрома» на местном энергорынке, а также для соблюдения всех необходимых правовых проволочек в отношении доскольнального соблюдения законов третьего энергопакета», — считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

По мнению Яковенко, основная проблема, которую необходимо решить со стороны ЕС — убрать правовую неопределенность, под которой оказываются морские участки потока. Дело в том, что труба, которая идет по дну Балтийского моря, не подпадает под нормы европейских энергетических норм, поэтому, собственно, это развязывает в какой-то степени руки «Газпрому» в плане установки собственных условий по функционалу трубы.

Как считает эксперт, в целом можно лишь искать причины в политических предрассудках европейских властей. Он полагает, что, скорее всего, российской стороне будут предложены документы для подписания некоторых условий, которые будут ограничивать поставщика газа в разных вопросах по работе и техническим аспектам трубопровода.

Кристина Кузнецова