Попытки ОПЕК заморозить добычу нефти, пожалуй, сегодня одна из самых обсуждаемых тем в отрасли.

Накануне встречи стран-экспортеров рынок лихорадило. Одни эксперты воздерживались от прогнозов, отмечая, что итоги встречи «сложно предсказать». Как ранее заявлял министр нефти Венесуэлы, если на встрече в Алжире представителям нефтедобывающих стран не удастся договориться о совместных действиях, то все будет очень плохо. А именно — цены на нефть снова могут обвалиться и упасть ниже $20 за баррель.

Тем не менее, вопреки прогнозам аналитиков и мнению экспертов, картелю удалось договориться не только заморозить, но и сократить добычу, пусть и не очень значительно. Как отмечает Интерфакс, это произошло впервые за 8 лет.

На неформальной встрече в Алжире было решено снизить добычу нефти с текущих 33,24 млн баррелей в сутки до 32,5 — 33 млн баррелей в сутки. Это решение пока имеет неформальный статус — письменно подтвержденные договоренности должны быть достигнуты на официальной встрече стран ОПЕК 30 ноября в Вене.

Некоторые страны получили льготы и «освобождение» от заморозки. Например, Нигерия и Ливия смогут продолжать добывать нефть на прежнем уровне, поскольку оба государства страдают от последствий гражданской войны и действий повстанцев. А вот Ирану, из-за которого сорвались переговоры в Дохе, разрешено даже нарастить добычу — до 3,7 млн баррелей в день, что на 52 тыс. баррелей больше, чем ИРИ добывала в августе.

Основная роль в снижении добычи отводится Алжиру и Саудовской Аравии. Им предстоит сократить производство на 796 тыс баррелей в сутки и 442 тыс баррелей в сутки соответственно.

Заморозка и сокращение добычи, по оценкам министра нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино, позволит «убрать с рынка», как минимум, 1 млн баррелей в сутки и сократить запасы сырья в хранилищах.

Уже в течение получаса после достижения первых договоренностей картеля рыночные котировки Brent подскочили с $47,4 за баррель до $49 за баррель. Однако, как в дальнейшем будет реагировать рынок, сейчас предсказать сложно.

Как считают эксперты, договоренности, скорее всего не будут иметь жесткий характер, а слишком быстрый рост нефтяных цен вернет на рынки сланцевую нефть из США, что нивелирует эффект заморозки добычи ОПЕК. «Если цены на нефть начнут всерьез расти после того, как сработает психологический фактор на новостях о соглашении по заморозке, то на рынок будет выходить все больше американской сланцевой нефти», — говорит глава агентства Argus Эдриан Бинкс. «Любой фактор, который приведет к росту цен на нефть выше $50 за баррель, вызовет, образно говоря, открытие крана», — замечает он.

Представителей фондового рынка и инвесторов также волнуют два вопроса — способность ОПЕК выполнять взятые на себя самоограничения и «сланцевый барьер». «Оптимизм на рынке акций может оказаться скоротечным. Если Brent не выйдет выше $50 за баррель, то сегодняшние покупки могут оказаться ошибочными», — заключил главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Станислав Клешев.

Кристина Кузнецова