Президент России Владимир Путин дал интервью агентству Bloomberg, в котором впервые прокомментировал запрет на участие государственных компаний в приватизации госпакета «Башнефти».

В ходе интервью Путин заявил, что покупка «Роснефтью» «Башнефти» хоть и возможный, но не лучший вариант, т.к. в таком случае получается, что одна компания, находящаяся под контролем государства, покупает другую госкомпанию.

Тем не менее, по мнению президента, власти не могут дискриминировать ни одного участника рынка при продаже госактивов, ведь в конце концов, важно то, кто даст больше денег. По данным «Ъ», «Роснефть» была готова предложить за акции «Башнефти» больше, чем ЛУКОЙЛ, — около $5млрд против $4,6 млрд. Путин также напомнил, что «Роснефть», «строго говоря, не является государственной компанией», поскольку 19,75% компании принадлежит британской ВР.

Формальное право «Роснефти» претендовать на госпакет «Башнефти» признает и глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. «В юридическом смысле сейчас «Роснефть» является допущенной (к участию в приватизации «Башнефти»). Потому что с точки зрения закона о приватизации там есть текстуальная норма о том, что в случае, если сделка делается в интересах развития фондового рынка, не распространяется требование о том, чтобы компания, которая имеет 25 и больше процентов (участия государства в капитале), не допускалась», — сказал он журналистам.

Покупкой «Башнефти» интересовались «Роснефть», ЛУКОЙЛ, Независимая нефтегазовая компания и еще несколько компаний. Против участия «Роснефти» в приватизации выступили вице-премьер Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов. Представитель Дворковича Алия Самигулина говорила, что глава государства дал прямое указание правительству не допускать госкомпании к приватизации.

Теперь ситуация очевидно изменилась. Комментарии главы государства относительно возможности участия «Роснефти» в приватизации означают, что при возвращении к этому вопросу «Роснефть» наряду с ЛУКОЙЛОМ останется ключевым претендентом. Таким образом, Президент оставил за Игорем  Сечиным, главой «Роснефти», право бороться за участие в приватизации «Башнефти».

«Роснефть» не только может заплатить за «Башнефть» больше всех остальных претендентов, но и хочет купить контрольный пакет в «Башнефти», увеличить ее капитализацию, а затем выйти на приватизацию уже самой. После этого, по оценкам руководства НК, стоимость 19,5% компании могла бы составить более $11 млрд. «Такая интеграция с последующей продажей акций «Роснефти» позволит не только сохранить целостность активов «Башнефти», но также поддержит планы по приватизации «Роснефти» с премией к текущей рыночной оценке за счет монетизации синергии», — писал ранее Игорь Сечин министру МЭР Алексею Улюкаеву.

Власти, хоть и не определились с последовательностью сделок, но, вероятно, предложение поддерживает. «Предложение состоит в том, чтобы продавать «Башнефть» и «Роснефть» как единое целое, немного по времени раздельное, но как единый проект», — рассказал в субботу первый вице-премьер Игорь Шувалов. С продажей обоих пакетов еще можно успеть до конца года, говорит Шувалов: «В настоящий момент есть все условия, чтобы приватизационные сделки состоялись. Если условия, в которых мы находимся сейчас, продлятся в течение двух-трех месяцев, мы до конца года в состоянии успешно реализовать эти сделки».

Кристина Кузнецова