Сильное подорожание топлива: чем оно обернулось в Анголе
Знойное лето 2025-го, считающееся чуть южнее экватора нее менее жаркой календарной зимой, отмечено взрывами негодования не только в трущобах, но и на авенидах и набережных некоторых мегаполисов. Протесты вспыхнули вслед за повышениями цен на горючее во многих странах, причем на разных континентах. Но, пожалуй, трагичнее всего обстояли дела в столице португалоязычной Анголы – Луанде. Там на асфальте – в ожидании карет «скорой помощи» – насчитывалось как минимум 197 раненых демонстрантов. А рядом с ними лежали окровавленные тела 22 убитых в потасовках с силами правопорядка.
Манифестанты требовали отмены повышений – примерно на треть – розничных цен на бензин и дизельное топливо. Мотивировалось же происшедшее прекращением субсидий автозаправочным сетям от властей.
Массовое несогласие с подорожанием в общем-то объяснимо. Богатая углеводородами страна на юго-западе Африки считается вторым (после ОПЕКовской Нигерии) экспортером «черного золота» на континенте. Основная часть нефти вывозится в Китай, вложивший, кстати, в ангольскую экономику значительные инвестиции. С учетом сказанного объяснимо, что слишком резкое «взвинчивание» ценников именно на горючее является для местного населения наиболее сильным раздражителем…
…Да и детонатором вспышек насилия среди множества маргиналов – увы, оно тоже стало. Действительно, если одни жители «люмпенских» кварталов Луанды взялись за плакаты и транспаранты, то другие – за отмычки и ломы для… вторжений в магазины и банковские офисы. В общей сложности было ограблено свыше 50 торговых точек и финансово-коммерческих учреждений.
Президент республики Жоау Лоуренсу заслушал на экстренном заседании Совета министров не очень-то утешительный доклад главы МВД Мануэла Оминя, сообщившего об ущербе, как и о мерах по нормализации обстановки. Но, спрашивается, как успокоить разочаровавшуюся в правительстве улицу, если большинство демонстрантов убеждено: виною всему – управленческая неграмотность, безответственность и злоупотребления в госаппарате?!
Иначе, как говорят в трущобах ангольской бедноты, не подорожали бы в полтора раза услуги «народных такси». Это — потрепанные микроавтобусы белого или голубого цветов, переполненные теми, кто добирается по утрам до базаров, рыбных привозов, агентств по найму и иных центров случайного заработка, без которого там не проживешь. Словом, маршрутки в Луанде воистину спасительны, но теперь их тарифная сетка стала непомерной.
В свою очередь, таксомоторная ассоциация ANATA хотя и осудила акты уличного насилия и вандализма, но отменять трехдневную стачку водителей не стала. Главное требование все то же: верните, в знак солидарности с пассажирами, ценники на бензин и дизельное топливо к прежним планкам. Но по сути волна протестов на глазах перерастает в тлеющее сопротивление социальному курсу властей в целом. Да и то сказать: как заявила социолог Лусия Мониз репортеру DW, в стране ежедневно умирают от недоедания 46 детей, а уровень молодежной безработицы приближается к 60%!
Оппозиция требует отставки кабинета еще до 2027-го, когда истечет срок президентского мандата сеньора Лоуренсу. В антиправительственных кругах считают, что он и его команда не оправдали народных надежд на демонтаж скандально-коррупционного наследия, которое якобы переняла в былые годы у своего отца, покойного президента Жозе Эдуарду душ Сантуша, его дочь Исабель. Ведь это она руководила национальной энергетической монополией Sonangol крайне спорными, если не предосудительными, методами.
Властная женщина, сколотив 2-миллиардное состояние, впоследствии не раз представала перед международными судебными инстанциями. Недаром доклад «Консорциума журналистов, работающих в сфере расследований», содержал в 2000 году разгромную картину нравов в углеводородном секторе Анголы и вокруг него. Да и ныне эксперты ставят Анголу на незавидное 32-е место среди сотни более или менее коррумпированных государств планеты. Конечно, не стоит слепо доверять подобным выкладкам, тем более что часто они являются мотивированно-заказными, а их авторы – ангажированными. И все же, согласитесь, иной раз встречаются цифры, говорящие сами за себя…
…Помнится, в 1979 году советский писатель-детективист Юлиан Семенов вывел на передний сюжетно-тематический и геополитический план своего романа «ТАСС уполномочен заявить» Анголу, названную в книге Нагонией. Богатейшая кладовая Черного континента, оспаривавшаяся корыстными претендентами на неоколониальное влияние, представлялась нам символом самоотверженной устремленности национально-освободительного движения. Казалась средоточием надежд на то, что ресурсы недр выведут молодую республику на путь социальной справедливости, а затем и процветания. Увы, пока это не получается. Вместо победных маршей на иных улицах Луанды гулким эхом отдается траурно-кладбищенский перезвон колоколов. Это они завершают дизельно-бензиновую «эпопею», которая никому не делает чести.
Павел Богомолов
Кандидат политических наук