Фото: shutterstock.com

Саудовская Аравия подняла цены на нефть, поставляемую в Азию, доведя стоимость отгружаемого сырья до максимума за последние пять месяцев. Национальная компания Saudi Aramco посчитала, что спрос в Азии восстановился до уровня, предшествующего пандемии, главным образом за счет Китая. Однако это решение может быть ошибочным…

Покупательский бум в КНР замедляется. Наполнив хранилища дешевой нефтью и продемонстрировав рекордно  высокий импорт в течение десяти месяцев этого года, Китай в ноябре замедлил темпы прироста нефтяного спроса, на фоне снижения поставок других  сырьевых товаров. Одной из ожидаемых новаций на ключевом мировом рынке для поставок нефти может стать обсуждаемое в стране предложение создание единого оператора нефтяного импорта в Китае. Мера может подорвать возможности стран и компаний поставщиков нефти в эту страну.

Последняя встреча ОПЕК+ продемонстрировала оппортунизм отдельных стран-членов организации. Последствия пандемии коронавируса привели к существенному сокращению доходов экспортеров нефти. ОАЭ, ранее последовательно выступавшие на нефтяном рынке единым фронтом с Саудовской Аравией, показали амбиции, став инициатором жестких переговоров и «выкручивания рук» партнерам по соглашению на декабрьской встрече ОПЕК+. Кроме того, ОАЭ не так давно заявили о планах потратить 122 млрд долларов на увеличение производственных мощностей в нефтянке. 

Иран готовится к увеличению экспорта нефти. Власти страны поручили министерству нефти подготовиться к выходу на полную мощность производства и экспорта нефти в течение трех ближайших месяцев, поскольку страна рассчитывает на возможное ослабление санкций США в результате прихода к власти демократов. Тем временем, Ирак рассчитал государственный бюджет на 2021 г., исходя из среднегодовой цены на нефть в 42 доллара за баррель. В то время как другие нефтяные государства, компании и эксперты надеются на рост нефтяных котировок выше 50 долларов. Ирак демонстрирует реалистичный подход, прогнозируя ситуацию на нефтяном рынке в следующем году. Страна сейчас добывает 3,84 млн баррелей нефти в сутки, а иракский экспорт в декабре 2020 г. прогнозируется на уровне 2,8 млн баррелей в сутки.

Можно прогнозировать существенный рост производства и экспорта нефти со стороны ближневосточных стран в случае отказа от соглашения ОПЕК+. Отсутствие регулирования в условиях ограниченного спроса приведёт лишь к новой «нефтяной войне» без правил и очередному обрушению цен. Показателен пример компании BP, не так давно заявившей о стратегии энергоперехода к возобновляемым источникам энергии. Тем не менее для Ближнего Востока у международной корпорации иной сценарий. BP запланировала на 2021 г. массированные инвестиции в ближневосточные нефтяные проекты. Руководство компании подчеркивает заинтересованность в дальнейшей форсированной разработке нефти и газа на Ближнем Востоке, несмотря на анонсированный энергетический переход.

Мария Кутузова