В ближайшие три года объем рынка «зеленого» финансирования в России может достигнуть 3 трлн рублей. Главными претендентами на эти средства называют компании топливно-энергетического комплекса и проекты, направленные на повышение энергоэффективности. Однако для этого ТЭКу нужно скорректировать парадигму развития в сторону «зеленой энергетики». Насколько он готов к таким переменам — в специальном материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) для сообщества «Нефтянка».

Минэкономразвития подготовлен проект распоряжения правительства, закладывающего основы системы «зеленого» финансирования в РФ, сообщил в ходе круглого стола «Зеленое развитие в России: время действовать!» замглавы ведомства Илья Торосов. 

Написали на бумаге

Согласно этому документу, за Минэкономразвития будут закреплены функции координационного центра по разработке критериев отнесения проектов и финансовых инструментов к «зеленым», требований к системе верификации и стимулирующих мер. «Документ станет надежным фундаментом ответственного финансирования в России — в его рамках, в том числе, будет создана Межведомственная рабочая группа, в которой будут представлены все профильные органы власти, ЦБ, ВЭБ, институты развития, деловое и профессиональное сообщество», — заявил Торосов.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что в планах работы его комитета есть подготовка конкретных законодательных инициатив в поддержку «зеленого» финансирования в России. «Мы считаем, необходимо четко прописать в законодательстве, что такое «зеленые» финансовые инструменты и под эти инструменты выстраивать целые программы мер поддержки», — сказал он. — выразил уверенность депутат.

Центром компетенций и методологическим центром новой модели станет ВЭБ.РФ. По заверению заместителя председателя госкорпорации Юрия Корсуна, уже сейчас на статус «зеленых» могли бы претендовать до 40% проектов, запущенных в 2019 году. Общий объем рынка «зеленого» финансирования в России до 2023 года оценивается примерно в 3 трлн рублей, подсчитал первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин. 

Такой же, только зеленый

«Зеленое» финансирование подразумевает использование финансовых услуг и инструментов, направленных на поддержку экономической деятельности, способствующей улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий климатических изменений и более эффективному использованию природных ресурсов. Общий объем этого рынка в мире в 2017 году превышал $150 млрд. В ближайшем будущем ожидается взрывной рост числа и стоимости «зеленых» проектов, связанный с ростом популярности экологической тематики.

В России этим вопросом начали заниматься сравнительно недавно. В 2017 году была разработана «Концепция создания «зеленого» банка в России». Согласно этому документу, Россия обладает конкурентным преимуществом в данной сфере, поскольку наиболее привлекательная для инвестиций отрасль российской экономики — ТЭК. «В любом из видов «зеленых» проектов есть место для проектов в области ТЭК. Это единственная сфера, большая часть проектов которой связана с «зеленым» развитием, а значит, наиболее привлекательна для развития «зеленого» финансирования», — отмечается в «Концепции». Также предприятия ТЭК являются флагманами программы по внедрению наилучших доступных технологий.

Для России крайне важно модернизировать топливно-энергетический комплекс, так как его доля в производстве ВВП достигает 50%. В то же время, констатируют авторы документа, в последние годы наблюдается отток капитала из компаний топливно-энергетического сектора. Таким образом, перед компаниями ТЭК, в первую очередь угольными и нефтегазовыми, встает задача по поиску путей диверсификации собственного бизнеса в сторону «зеленой» энергетики, поскольку только такой подход может поддержать интерес к отрасли со стороны инвесторов, резюмируют они.

Мы ждем перемен

Для глобальных нефтегазовых компаний переход к «зеленому» хозяйствованию — давно осознанная необходимость. О предстоящей трансформации в «энергетические» объявили ВР, Shell, Exxon и многие другие. Российские коллеги пока не спешат последовать их примеру. Сколько-нибудь артикулированные планы по внедрению ВИЭ имеет лишь «ЛУКОЙЛ», он использует солнечные панели для энергоснабжения своих заводов в Болгарии и Румынии, где законодательная база поощряет применение альтернативных технологий. К 2024 году, как объявлено, «Росатом», «Газпром» и «НОВАТЭК» намерены развернуть производство водорода. В остальном же, похоже, развитие альтернативной генерации в России надолго останется уделом небольших частных компаний и отдельных энтузиастов.

Сдвинуть дело с мертвой точки может анонсированный Минэкономразвития план повышения энергетической эффективности экономики России. «Обновленный план направлен на повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики, которые потребляют свыше 80% всей энергии в стране: энергетика, промышленность, транспорт и жилищно-коммунальный сектор. Технологическое обновление экономики с внедрением энергоэффективных технологий, по нашему мнению, должно стать ключевым драйвером для реализации накопленного потенциала энергосбережения», — говорит Илья Торосов.

Еще один стимул для российских энергетиков развернуться в сторону «зеленых» проектов — ожидающееся введение Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования. По заявлению замглавы Минэнерго Петра Бобылева, потери российских предприятий в этом случае составят 1 трлн рублей в год. Сократить эти потери могли бы помочь «зеленые» финансовые инструменты. Как напрямую (например, через организацию торговли квотами на поглощение углекислого газа), так и косвенно — через субсидирование процентных ставок по «зеленым» кредитам. 

Сейчас и в бизнес-сообществе, и в коридорах власти преобладает точка зрения, что борьба с глобальным потеплением лишь прикрытие для попыток недобросовестной конкуренции со стороны европейских компаний. Тем не менее, не считаться с «зеленой» повесткой Россия больше не может.

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)