Alexei Andronov/TASS

Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает снижения глобального спроса на нефть в 2020 году на 8,1 млн баррелей в сутки, сообщает Интерфакс со ссылкой на отчет организации. Это станет минимальным уровнем добычи с начала 2010 года. 

При этом, как отмечает агентство ПРАЙМ, ссылаясь на июньский доклад организации, в мае предложение нефти в мире сократилось на 11,8 млн баррелей в сутки после рекордного снижения добычи ОПЕК+ и остановок предприятий в США и ряде стран. 

«Ожидается, что мировая добыча нефти упадет еще на 2,4 млн баррелей в сутки в июне, до 86,4 млн баррелей в сутки — самого низкого уровня с начала 2010 года», — цитирует агентство содержание доклада. 

Как подчеркивают «Известия», падение происходит на фоне ограничений по сделке ОПЕК+. «10 стран-участниц альянса в мае снизили добычу на 86% от плана. Россия выполнила условия соглашения на 97%. Ирак и Габон реализовали договоренности наполовину. 

Как отмечает Regnum, самое большое снижение спроса происходит в первом полугодии текущего года. Согласно первому прогнозу на 2021 год, спрос увеличится на 5,7 млн баррелей в сутки и составит 97,4 млн баррелей в сутки. Это на 2,4 млн баррелей меньше, чем в 2019 году. 

МЭА ожидает падения добычи нефти в мире в 2020 году на 7,2 млн баррелей в сутки и роста на 1,7 млн в 2021 году при ослаблении мер ОПЕК+ и активной добыче в ряде стран вне альянса. «После падения в 2020 году на 7,2 млн баррелей в сутки мировую добычу нефти может ждать скромное восстановление на уровне 1,7 млн баррелей в сутки в 2021 году, при условии снижения объемов сокращений ОПЕК, значительного роста добычи в Норвегии, Бразилии и Гайане, а также восстановления в Ливии», — пишет МЭА.    

Тем не менее, как отмечает ТАСС, есть страны, в которых запасы нефти не только не снизились, но и, напротив выросли. Так, коммерческие запасы нефти стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в апреле 2020 года выросли на 149 млн баррелей или на 4,9 млн баррелей в сутки, до 3,137 млрд баррелей. Как сообщается, объем запасов превысил средний за пять лет уровень на 208,3 млн баррелей.  

По оценке МЭА, общая мощность мировых хранилищ нефти сейчас оценивается в 6,7 млрд баррелей. На конец мая в них содержалось 5,1 млрд баррелей нефтяных запасов, то есть они были заполнены на 76% от номинальной мощности. Однако эффективные мощности составляют только 80% от номинального объема. Таким образом, в конце мая мировые хранилища могли вместить в себя только 255 млн баррелей. 

«Если говорить спортивным терминами, то рынок нефти сейчас близок к середине матча. Инициативы со стороны ОПЕК+, в какой-то мере поддержанные участниками G20, внесли огромный вклад в стабилизацию рынка. Если эти тренды сохранятся, то рынок встанет на более уверенный путь восстановления ближе к концу этого года», — подытоживают ситуацию в МЭА, осторожно отмечая, что «фактор огромных неопределенностей» не стоит пока сбрасывать со счетов. 

По мнению аналитика корпорации «Уралсиб» Алексея Кокорина, которое он высказал в беседе с Финмаркетом, слабый рост спроса и навес товарных запасов грозят длительным периодом низких цен на нефть. 

«Падение мировой добычи и восстановление спроса, по-видимому, уже в июне-июле приведут к возникновению на рынке дефицита нефти. Несмотря на это, накопленные за первые пять месяцев года запасы нефти и нефтепродуктов продолжат оказывать давление на цены, препятствуя их быстрому роста. В наиболее благоприятном сценарии даже при увеличении квот ОПЕК+ на 2 млн баррелей в сутки с августа 2020 года товарные запасы начнут быстро сокращаться, и избыток, накопленный в январе — мае, снизится наполовину в первом квартале 2021 года и до нуля в четвертом квартале 2021 года», — говорит эксперт.

«Однако этот сценарий подразумевает отсутствие новых крупных вспышек COVID-19, замедляющих выздоровление спроса, и медленное и неполное восстановление добычи за пределами ОПЕК+», — продолжает Кокорин. При этом он полагает, что уровень потребления нефти конца 2019 года будет достигнут только к концу 2021 года, а возможно, что и еще позже. 

Как подчеркивает аналитик, медленное восстановление спроса — сценарий, на который ОПЕК+ уже не сможет ответить новыми сокращениями. По его мнению, скорее всего, будет только продление еще на несколько месяцев — например, до конца 2020 года — существующих квот. Однако, как добавляет Кокорин, в этом сценарии маловероятен и рост добычи вне ОПЕК+, угрожающий возвращением рынка к профициту, поскольку ценовые стимулы будут недостаточны для роста инвестиций в отрасль. 

«Мы полагаем, что при медленном росте спроса цена нефти марки Brent может оставаться в диапазоне $30–40 за баррель и после 2021 года», — говорится в обзоре МЭА. 

Кристина Кузнецова