24 июля Государственной думой РФ был принят закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, касающихся в том числе корректировки формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу на нефть. 

Кроме изменений, о которых мы уже писали в предыдущем выпуске рубрики Неделя глазами Петромаркета:

  • снижение базовых уровней цен внутреннего рынка с 56 000 руб./т до 51 000 руб./т для АБ и с 50 000 руб./т до 46 000 руб./т для ДТ;
  • обнуление компенсационных надбавок в 5 600 руб./т для АБ и 5 000 руб./т для ДТ;
  • увеличение компенсационных коэффициентов с 0.6 для обоих видов моторных топлив до 0.75 для АБ и 0.7 для ДТ;

закон предусматривает введение дополнительных демпфирующих надбавок при поставках автомобильного бензина и дизельного топлива в Дальневосточный федеральный округ (ДФО).

Дальневосточный «демпфер» – это надбавка к стандартному «демпферу», которая будет выплачиваться поставщикам автобензина и дизтоплива класса 5 в ДФО (за каждую тонну поставленного в регион топлива), если средняя оптовая цена автобензина или дизельного топлива в регионе за прошедший налоговый период не превысит среднероссийскую оптовую цену на тот же продукт более, чем на 20%. Согласно закону, если стандартный «демпфер» оказывается положительным, то дальневосточная надбавка как для автобензина, так и для дизтоплива будет равна 2000 руб./т. Если же стандартный «демпфер» отрицателен, то для расчета дальневосточной надбавки применяется формула: индикативная экспортная цена на автобензин/дизтопливо минус базовая цена внутреннего рынка на продукт плюс 2000 руб./т. Если же и эта величина окажется отрицательной, то дальневосточная надбавка не выплачивается.

В соответствии с законом новые формулы демпфирующих надбавок будут применяться, начиная с июля 2019 г.

Разберем, какие произойдут изменения в величинах «демпфера» для автобензина и дизтоплива в июле по сравнению с июнем с учетом описанных выше нововведений. 

Если предположить, что стоимость нефтепродуктов на европейском рынке и курс рубля к доллару сохранятся до конца месяца на уровне 29 июля (инерционный сценарий), то июльские «демпферы» на моторные топлива, рассчитанные по новой формуле, вырастут по сравнению с июнем примерно на 45% для автобензина и на 6% для дизтоплива, а при поставках в ДФО производители получат из федерального бюджета дополнительные 2 000 руб. за каждую тонну поставленного в регион автобензина и дизтоплива (см. Рис. 1). 

Рис. 1. Демпфирующие надбавки в июне-июле 2019 г., руб./т

Благодаря дополнительным выплатам по «демпферу» и при неизменных прочих условиях можно ожидать снижения средних отпускных цен производителей на поставляемые в ДФО моторные топлива на 2 400 руб./т.

Казалось бы, в такой ситуации можно было бы также ожидать снижения стоимости автобензина и летнего дизельного топлива на дальневосточных АЗС. Так, если бы снижение оптовой цены полностью транслировалось в снижение розничной, то АИ-92 и ДТл в рознице подешевели бы на 1.79 руб./л и 2 руб./л соответственно. В таком сценарии в крупнейших по уровню потребления топлив дальневосточных регионах – Приморском и Хабаровском краях – средняя розничная цена на АИ-92 опустилась бы до 41.1 руб./л, что ниже текущей среднероссийской цены более чем на 3%. Аналогичное снижение средней розничной цены летних сортов дизтоплива в тех же регионах относительно среднероссийской цены могло бы составить 1.8% – до уровня в 45.4 руб./л.

Однако, есть все основания считать, что снижение оптовых цен на топлива не приведет к снижению розничных. Дело в том, что без «демпфера» АЗС в регионе работают с отрицательной маржой топливного бизнеса. Так, к примеру, по состоянию на 29 июля средняя чистая маржа розницы при торговле АИ-92 в Хабаровском крае при условии, что АЗС закупает продукт непосредственно у НПЗ, составляет минус 1.6 руб./л, а при торговле ДТл – аж минус 4 руб./л. В этой ситуации снижение оптовых цен через дальневосточный «демпфер» сможет лишь уменьшить убытки розничной торговли топливом – до минус 8 копеек за литр АИ-92 и минус 2.3 руб. за литр дизтоплива – и, конечно же, не приведет к сколько-нибудь заметному снижению розничных цен. 

Исходя из оперативных данных ЦДУ ТЭК о поставках моторных топлив на внутренний рынок и наших собственных оценок объема поставок в ДФО, можно ожидать, что суммарные выплаты из Федерального бюджета по «демпферу» за июль составят порядка 32 млрд руб., превысив июньские выплаты почти на 10 млрд руб. Из них порядка 1.6 млрд руб. будет выплачено поставщикам топлив в ДФО сверх стандартного «демпфера» (см. Рис. 2). 

Рис. 2. Суммарные выплаты из Федерального бюджета РФ по «демпферу» июне-июле 2019 г., млрд руб.

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»