Bloomberg насчитал 87 стран мира, добившихся значительного успеха в энергопереходе: не менее 5% производимой в них электроэнергии обеспечили возобновляемые источники энергии (солнечная и ветроэнергетика).
Солнечная энергия, электромобили, сетевые аккумуляторы, тепловые насосы – мир приближается к моменту массового внедрения «зеленых» технологий, утверждает издание. По мере массового внедрения ВИЭ во все большем числе стран, солнечная и ветроэнергетика становятся самыми дешевыми источниками электроэнергии. Так, например, Соединенные Штаты достигли порога в 5% возобновляемых источников энергии еще в 2011 г., а по итогам прошлого года превысили показатель в 20%. Если США сможет удержать эти темпы прироста, через десять лет на ветро- и солнечную энергетику придется половина генерирующих мощностей страны, что существенно превосходит уже поставленные в стране цели в рамках климатической повестки. Напомним, что более 70 стран озвучили цель сокращения выбросов парниковых газов до нуля, включая Китай, США и Европу. На эти три крупнейших загрязнителя и другие государства, продекларировавшие стремление к «чистому нулю», приходится более 75% глобальных выбросов.
Главной проблемой при внедрении ВИЭ остается гибкость энергосистем. Наиболее гибкая генерация сегодня обеспечивается природным газом и углем. Решить проблему можно за счет развития и внедрения эффективных систем хранения. Следующим этапом развития «чистой» энергетики станет широкомасштабное объединение проектов ВИЭ и мощных аккумуляторных батарей для хранения энергии. Несмотря на недавние призывы Маска в пользу АЭС и ядерных технологий, по мнению Нэта Булларда, специалиста в области климатических технологий на ранней стадии в инвестиционном Voyager Ventures, в следующем году главный акцент в мире будет сделан на развитие аккумуляторных систем, тогда как ядерная энергетика в ближайшее время расти не будет.
Еще одним перспективным направлением в «чистой энергетике» остается сегмент тепловых насосов. По данным Европейской ассоциации тепловых насосов, ими уже заменены около 20% котлов в Европе, что экономит потребителям более 100 млрд долларов в год. Эти устройства далеко не инновация. Однако за последние годы они стали дешевле и эффективнее. Современные тепловые насосы снижают потребление энергии при обогреве и охлаждении до 70%.
Самым интересным сегментом, с точки зрения прогнозов, остается транспорт, на него сегодня приходится четверть мирового потребления энергетических ресурсов, по даннымBloomberg. Соединенные Штаты и в этом сегменте преодолели критический порог в 5% (после которого начинается масштабирование и форсированный рост) доли электромобилей в продажах новых автомобилей. США стали девятнадцатой страной мира, которая вышла на этот показатель. Если ситуация в Штатах будет развиваться также как и в восемнадцати государствах, достигших этой цифры раньше, уже в 2025 г. четверть продаваемых в стране автомобилей придется на электрокары.
Следующей страной, показавшей в этом году 5% продаж электромобилей, стала Канада, регион также с большим автомобильным рынком и огромной территорией. Согласно оценкам Bloomberg, проблемы, с которыми сталкиваются владельцы электромобилей, универсальны для всего мира: высокая цена электрокаров, нехватка зарядных устройств, а также недостаток информации по эксплуатации и экономике владения. Переход 5% доли в продажах способствует быстрому решению этих проблем: снижению цен, развитию зарядной инфраструктуры и более эффективному информированию потребителей. Кривая внедрения электрокаров в Южной Корее после достижения 5% в 2021 г. оказалась похожей на динамику в Китае после 2018 г. Обе страны повторяют развитие электромобильного рынка в Норвегии после 2013 г., когда скандинавское королевство вышло на 5%. Сейчас эксперты с нетерпением ожидают статистики по электрокарам в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии и Испании.
По данным Bloomberg, если включить в статистику продажи гибридов, то по дорогам мира уже ездит более 20 млн автомобилей с аккумуляторными батареями, или около 2% от всего глобального автопарка. Что касается традиционных автопроизводителей, для них переломным моментом для внедрения электротранспортных средств (гибридов, электрокаров, а также мотоциклов и мопедов) становится 10% порог в продажах. После его преодоления концерны начинают менять стратегии, масштабное обновление производства и цепочек поставок. Так, в Европе, после достижения электромобилями 10% в квартальных продажах автоконцерны так изменили стратегии, что доля электрокаров в выпускаемой продукции утроилась менее чем за два года. Интересные данные приводит Bloomberg по рынку двухколесных электрических транспортных средств в Китае. КНР начала этот переход еще в 1990-х и к настоящему времени стала мировым лидером в этом сегменте с долей на глобальном рынке в 70%.