Часть нефтепродуктов из гавайских резервуаров Пентагона доставлена на Филиппины. К чему бы это?

«Соединенные Штаты перебросили на Филиппинские острова крупный запас топлива с военно-морской базы на Гавайях, — сообщил сайт газеты Manila Times. — Тем самым вызвано подозрение в подготовке к возможной войне с Китаем из-за Тайваня».

Под спудом недобрых параллелей

По данным региональных СМИ, о вышесказанном заявили в посольстве США в столице азиатского архипелага. Подтверждено, что «коммерческий танкер Yosemite Trader в настоящее время находится в заливе Субик на Филиппинах». Цель — перекачка в местное хранилище «чистого топлива с американского военного объекта Red Hill в Перл-Харборе на Гавайях».

Что и говорить, все это — давно известные адреса. Недаром они вызывают множество красноречивых мысленных ассоциаций не то что у академиков, а даже среди первокурсников исторических факультетов где бы то ни было. 

Сосредоточение тихоокеанских запасов бункерного топлива для судовых котельных на Гавайях, открытых потенциальной атаке с любой стороны, всегда считалось делом противоречивым. Военные аналитики называли его спорным обстоятельством в географической канве снабженческо-тыловой хроники ВМС США. Порою оно и вовсе рассматривалось в качестве некоего болезненно-уязвимого места на полпути между Азией и Северной Америкой.

Однажды столь высокая концентрация корабельного горючего в резервуарах Перл-Харбора чуть ли не сыграла с Вашингтоном злую шутку. Произошло это 7 декабря 1941 года — в день вероломного нападения японской военщины на важнейшую базу и якорную стоянку американских ВМС у берегов тропического архипелага, который, между прочим, стал полноправным штатом США только в 1959 году.

Хотя и поразив там в 1941-м линкор «Аризона» и другие цели двумя волнами массированных авианалетов, предусмотрительные флотоводцы Страны восходящего солнца все же совершили – из-за своей осторожности – тяжелую ошибку. Вопреки мольбам ободренных удачей летчиков, адмирал Нагано приказал эскадре авианосцев поворачивать вспять. Он не послал третью волну самолетов на нефтехранилища американского флота. 

Предыстория вопроса

А ведь, казалось бы, нефтяной фактор был одной из первопричин войны, разгоравшейся в те предрождественские дни на Тихом океане. Но о нефти-то, как видите, и забыли. К тому же японская разведка, возможно, даже не ведала в подробностях о том, что именно проблема нефтепродуктов была незадолго до атаки на Перл-Харбор обсуждена на тайном совещании в Москве(!). Это прозвучало при подготовке проекта грозного вашингтонского меморандума, который советские агенты намечали как бы вложить в портфели дипломатов США для последующей переадресовки посольству Японии на Потомаке.

Кремль, уже осажденный с Волоколамского и Можайского направлений, был заинтересован во втягивании Соединенных Штатов в войну с державами «оси». Отсюда, собственно, и ставка на наших резидентов. Сталин поручил как бы исподволь навязать американцам два главных условия (диктуемых-де кабинетом Рузвельта) в адрес Токио. Первое — потребовать от императорских властей вывода войск из захваченных регионов Китая. Второе — пригрозить, что при отказе от этого Япония рискует навсегда проститься с закупками высокооктанового американского бензина и других нефтепродуктов, остро необходимых для продвижения к рубежам СССР или Юго-Восточной Азии.

Побудить вашингтонских партнеров к внесению таких «выкручивающих руки» текстов в готовящийся документ было нелегко. Да и не привыкла гордая Америка вступать в вооруженные конфликты по чьей-то подсказке, пусть и замаскированной позднее под собственные оценки дипслужбы США.

Но, как отмечено в ряде документальных книг и кинофильмов, советским агентам помог выход на лидеров Еврейского конгресса. Страшный призрак грядущего нацистского холокоста в Европе (о котором в СССР, подвергшемся нападению нацистов, уже было известно гораздо больше, чем в безмятежной Америке) внушался американским собеседникам вместе с опасениями роли Японии как пособницы «третьего рейха» на Дальнем Востоке. Эта «гремучая смесь» прогнозов сделала-таки в тогдашних тайных контактах свое дело. И, естественно, очень скоро Токио, не пожелавший отступать перед лицом американского ультиматума, атаковал Гавайи, дабы опередить соперников.

В случае удара по нефтебазе война «затянулась бы до 1947-го»

Парадоксально то, что в Стране восходящего солнца не только военспецы, но и идейные вдохновители нападения заранее предупреждали официальный Токио о многом. Остановить налеты на Перл-Харбор преждевременно, так и не покончив с резервуарно-складской инфраструктурой, было бы неверно, — говорили они. Ветеран японских ВМС адмирал Ямамото метко напоминал: роковой ошибкой японского флота в Порт-Артуре в ходе войны с царской Россией в 1905 году стало как раз то, что атаку не довели до конца.

Правда, в ту эпоху речь шла в основном об уцелевших в российском порту горах угля, а не о цистернах с мазутом; и о снарядах, а не авиабомбах. Однако суть дела от этого не менялась. Но впоследствии, в 1941-м, постаревший Ямамото недопонимал, что имевшие шанс уцелеть после намеченного рейда на гавайский остров Оаху запасы техасского топлива куда важнее сожженных японскими асами кораблей под звездно-полосатым флагом. Ведь каждый баррель был доставлен с материка задолго до войны. Гигантских танкеров тогда не было, так что горючее завозилось долго. А новые, компенсационные поставки могли прийти с континента лишь «со скрипом» — за тысячи миль.  

«У нас было 4,5 млн баррелей топлива, сосредоточенных в одном месте, — сетовал впоследствии адмирал Нимитц, ставший командующим ВМС США на Тихом океане. — Сравнительно тонкие стенки резервуаров можно было легко пробить простыми японскими пулями калибра 12,7 миллиметра. Если бы японцы уничтожили те резервы, — война длилась бы на два года дольше». 

Вместо эпилога

…Таков, собственно, весь наш краткий исторический экскурс… Словом, то, что теперь стратегические резервы нефтепродуктов для американского флота развозятся танкерами по Тихому океану, — в некотором смысле стало хорошо выученным уроком давнего прошлого. Но вот беда: происходящие там нынче события совсем не радуют миролюбиво настроенных обозревателей. Почему?   

Логично возникает вопрос со зловещим подтекстом: зачем это делается сейчас, на старте 2024-го, когда и филиппинские ВМС, наущенные далекими менторами, тоже развили непомерную активность? Ведь это они, причем «с подачи извне», запустили в Южно-Китайском море создание искусственных рифов, ощетинившихся ракетами. А наперекор таковым вполне может встать аналогичное «ожерелье» оборонительных барьеров со стороны Поднебесной.

Тем временем международное торговое судоходство уже и так несказанно страдает от блокирования Красного моря (20-40 процентов от глобального потока различных грузов), как и пробуксовки высохшего Панамского канала (свыше 6 процентов) и, наконец, судорожной ситуации в Тайванском проливе. Что и говорить, почти на всех танкерных трассах становится все тревожнее. Быть может, даже тревожнее, чем в роковые времена Перл-Харбора. 

Павел Богомолов
Кандидат политических наук