Президент латвийской железнодорожной компании Latvijas Dzelzcels Эдвинс Берзиньш сказал, что решение «Транснефти» полностью прекратить к 2018 году экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики может быть неокончательным. «Очень надеемся предложить выгодные условия. Мы уже работаем над тем, чтобы сохранить транзит, и можем предложить российским коллегам хорошую дорогу, хорошую инфраструктуру, хорошую, я бы сказал, цену, хорошую сохранность этих нефтепродуктов», — сказал Э.Берзиньш.

vn

История двадцатилетней давности с транзитом нефти через Прибалтику повторяется с удивительной точностью, только теперь — с нефтепродуктами. Когда-то порты Прибалтики обеспечивали более трети морской транспортировки российской нефти. В 1998 году через один только Вентспилс было отгружено 14,5 млн тонн из 58,8 млн тонн морских экспортных поставок нефти.

Россия имела весьма ограниченные возможности для экспортных поставок нефти. Прибалты использовали дефицит транспортных мощностей «на всю катушку», стараясь выжать максимум выгоды из сложившейся ситуации. «Транснефть» заявляла о заинтересованности в покупке контрольного пакета Ventspils Nafta (основного оператора Вентспилского порта) с целью влияния на тарифы и справедливого раздела прибыли, но эти предложения воспринимались с усмешкой, а озвученная сумма инвестиций в $143 млн — неоправданно низкой. Тогда Россия приняла решение создавать Балтийскую трубопроводную систему с портом в Приморске.

Готовность к конструктивным переговорам владельцы Ventspils Nafta высказали только после того, как поток транзитной нефти стал сокращаться.Тогдашний вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев пояснил, что, имея на Балтике выбор между Бутинге, Вентспилсом и Приморском и не имея технической возможности полностью загрузить все эти порты, компания естественным образом заинтересована использовать в первую очередь те из них, где есть российский капитал. Он намекнул, что проблему можно было бы решить, если «Транснефть» получит контрольный пакет Ventspils Nafta: «Вот если бы часть вентспилсского нефтетерминала принадлежала нам, тогда другое дело. Так что сидим, ждем предложений».

В марте 2003 года в Ригу приехал представитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и провёл переговоры с латвийским вице-премьером Айнаром Шлесерсом и министром экономики Юрисом Луянсом. К этому времени «Транснефть» снизила оценку контрольного пакета акций терминала до $1. Латвийская сторона уже была готова совершить сделку, но сочла новое предложение неприемлимым по цене. Покупка акций не состоялась и в 2003 году Вентспилс был вычеркнут из направлений отгрузки нефти из России. В 2004 году член совета директоров Ventspils Nafta Янис Блажевич спросил напрямую у главы «Транснефти» Семёна Вайнштока: «Что нужно, чтобы нефть пошла через Вентспилс?». Тот ответил коротко: «Уже ничего».

Потеряв поток экспортной нефти, прибалтийские порты решили сосредоточиться на перевалке нефтепродуктов. Качественные услуги и незамерзающие порты привлекали российских поставщиков, но одновременно Россия создавала собственные терминалы для отгрузки топлива. Выгодные предложения от прибалтийских партнёров стали поступать только после того, как транспортные объекты на территории России стали сдаваться в эксплуатацию. Прогноз «Нефтянки»: время для переговоров о транзите нефтепродуктов упущено, решение окончательное. «..имея на Балтике выбор и не имея технической возможности полностью загрузить все порты, выбор будет сделан в пользу…»

Денис Захаров