Начало 2024-го обернулось чудовищной неразберихой на океанских энергетических трассах

Кажется, это было совсем недавно: гулкий февраль 2022-го, канонада СВО, охваченный антикремлевской паранойей Запад, его «паникующее у вентилей» нефтегазовое сообщество. «Долой трубопроводы — эту ржавую архаику, популярную в Москве, Пекине и прочих столицах! — скандировали пиарщики, обслуживающие ТЭК на Атлантике. — Даешь перевод на акваторию Мирового океана всей мировой торговли не только нефтью и нефтепродуктами, но и газом. Сделаем это — и все пойдет как по маслу». 

«Кому война, а кому мать родна»

«Они над нами издевались, — со вздохом посетовал в разговоре с автором этих строк многоопытный журналист, давно уже освещающий нефтегазовую отрасль. — Оцени хронику этих, казалось бы, праздничных дней. И увидишь, что яростные споры и поединки, причем по разным причинам, чаще всего происходят на старте 2024-го как раз на морских маршрутах транспортировки углеводородного сырья. Вот где больше всего стрельбы, гари, крови, тонущих тел, взаимной неприязни и, если хочешь, элементарной тупости».

Почему тупости? Потому что кое-кто за океаном надеется, что сдавленные конфронтационной безысходностью земляне не замечают антагонизмов в самих подходах американской элиты к пожару на Ближнем Востоке. С одной стороны, госсекретарь Тони Блинкен летит туда с авральной миссией: якобы тушить конфликт. А с другой стороны, «закупорка» Красного моря выгодна если не правящим в Вашингтоне демократам, то другой, не менее богатой и влиятельной части тамошнего финансового капитала. Для нее сверхприбыль обусловлена тем, что — ввиду дефицита полублокированной из-за сражений в Палестине арабской нефти — Евросоюз спешно развернулся на заход солнца, выпрашивая «спасительно-дополнительные» поставки у сланцевиков Техаса.

Думаете, что это выдумка «Нефтянки»? Напрасно! Заголовок на новостной ленте MarketWatch так и гласит: «Почему хаос на Красном море толкает покупателей «черного золота» в объятия добытчиков сланцевого сырья в США». Поставки через Атлантику в Европу по-рождественски сказочно поднялись на последней декабрьской неделе на 1,377 млн баррелей в сутки. То есть к Новому Году они составляли уже 5,292 млн баррелей ежедневно.

Запахло клиникой

Как поясняет происходящее Роберт Йоргер, гендиректор по топливным фьючерсам в Mizuho Securities USA, «впервые после начала нападений хуситских повстанцев в Йемене на международный шиппинг в Красном море, мы наблюдаем рывок в американском экспорте нефти… Для Старого Света наиболее безопасным и дешевым способом обеспечить себя сырьем, особенно в интересах потребителей в Евросоюзе, — это отправить какой-нибудь танкер к американским берегам Мексиканского залива и заполнить его дешевыми баррелями» из тамошнего бассейна Permian. 

Положа руку на сердце, — как вы полагаете, уважаемый читатель: может ли наша планета и впредь считать бесспорным арбитром все более виляющую в своих заявлениях и поступках державу? Страну, где один сегмент правящих кругов и большого бизнеса проигрывает, а другой — выгадывает от очередных «локальных войн» и региональных кризисов? Сколько же Вьетнамов, Корей, Ираков, Югославий и Афганистанов нам предстоит перенести в том случае, если сказанное будет наивно или, более того, покорно игнорироваться?..

…В Аравийском море и вокруг него зреет глобальное «сведение счетов», а тем временем госпитализированный 1 января министр обороны ядерной сверхдержавы чуть ли не целую неделю не сообщал никому, в том числе президенту (и Верховному Главнокомандующему) США, что ему, Ллойду Остину, приходится скрываться в больничной палате! И теперь это стало в Вашингтоне темой беспрецедентных аппаратных расследований и публичных извинений из уст г-на Остина. Да в своем ли они там уме?! У нас в России сотни мужчин госпитализируются 1 января, и об этом знает каждая соседка, а не то что органы федеральной или местной — муниципальной власти.

Блажен, кто верует…

Или еще один пример, если хотите, «странностей по-американски». Среди якобы сенсационных, но гипотетически все же возможных сюрпризов 2024-го заокеанские СМИ назвали шанс одного из телеведущих стать президентом США. Речь идет, конечно, об оппозиционно настроенном Такере Карлсоне. «Звезда Reality TV в Белом доме!», заранее восклицает влиятельный журнал Politico в первых же строках своего футуристического прогноза. Вторя ему, многие неолиберальные издания утверждают, что, мол, телевизионному политобозревателю нечего делать во власти. Это, дескать, нонсенс. Но, в таком случае, почему мог избраться президентом голливудский киноактер Рональд Рейган?! Уж не помогло ли ему то, что, в отличие от Карлсона, он испытывал «генетическую неприязнь» к Москве? На Потомаке, вероятно, полагают, что вся заграница об этом забыла. Нет, дорогие наши, не забыла!

Вернемся же, впрочем, к Ближнему Востоку. Еще пару недель назад зарубежная пресса пестрела заверениями в том, что коммерческая навигация у берегов Йемена если и пострадает в ближайшее время, то разве что от оснащенных пулеметами хуситских моторных лодок. Словом, лишь от тех «абордажных пиратов прошлого века», что чересчур самоуверены. И потому хотят не только нарушить товарные поставки в ненавистную им Землю Обетованную, но и парализовать подступы к Суэцкому каналу в целом. 

Дескать, покровительствующий им шиитский Тегеран (воинственный, но все-таки осторожный) хотя и подпитывает антиизраильские силы повсюду от Персидского залива до Восточного Средиземноморья и от Месопотамии до Баб-эль-Мандебского пролива, но в меру. Словом, в конечном счете «персы», мол, наверняка спасуют. То есть в самый последний момент «режим мулл» воздержится от прямой вовлеченности в зловещую канву палестинского вооруженного конфликта. Что ж, как говорится, «блажен, кто верует»…   

Призрак большой войны из-за Ирана

…Но вот возник на горизонте корабль ВМС Ирана. Логичная, я бы сказал, реакция на сколачивание (кстати, осужденное Россией в ООН) «регионально-коалиционной, а фактически американской эскадры Prosperity Guardian, то есть «Страж процветания»! Сразу после потопления трех хуситских катеров вертолетами Пентагона этот иранский крейсер, ощетинившись орудиями и ракетами, подошел с патрульно-наблюдательной миссией к Красному морю. Подошел, отметим, без ложного стеснения. То есть обозначил невыдуманную угрозу расширения конфликта — его выхода на общерегиональный виток.

Ну а нам, россиянам, все это ретроспективно напомнило о том, что именно там, в Аденском заливе, на острове Сокотра, была в свое время размещена база Военно-Морского Флота СССР, дипломатично именовавшаяся пунктом материально-технического снабжения. Да-да, глобальная океанская доктрина выдающегося советского флотоводца, адмирала Сергея Горшкова отнюдь не выливалась в профанацию или абсурд, как впоследствии интерпретировали ее контуры сладкоречивые проводники «иного политического мышления».

Подняв на смех еще и концепцию Леонида Брежнева и Андрея Громыко о формировании ряда стран социалистической ориентации, «создатели новой мировой архитектуры» вычеркнули из их списка Народно-Демократическую Республику Южного Йемена… И вот теперь, с позиций сегодняшнего дня, хотелось бы у них спросить: когда этот северо-западный «угол» Индийского океана отличался более прочным равновесием отношений между Востоком и Западом, да и общим спокойствием, — в ту пору или ныне, на старте 2024-го? 

Цены и фрахт дрожат в конвульсиях

Нынешние залпы в Красном море и в Иране, словно межцивилизационная тектоника, потрясли топливно-сырьевой рынок. Потрясли как минимум три раза. Сначала цены задрожали, когда 70% АЗС в 88-миллионной стране были поражены и отчасти парализованы таинственной кибератакой извне. Потом нефтяная конъюнктура заколыхалась при виде начавшегося военно-морского противостояния, да и шиитских ракетных ударов из соседнего Ирака по базе Пентагона в Эрбиле и по израильской буровой платформе у берегов Леванта.

Только не надо думать, что другие акватории меньше страдают от этих же событий. Вот, скажем, такой член ОПЕК, как Ливия. Она находится в регионе Магриба и вообще имеет мало общего с событиями в Йемене или Иране. Но, оказывается, и там, в Ливии, нефтяной шиппинг на Средиземном море тоже парализован. Почему? Ливийцы, глядя на Аравийский полуостров, запросили у потребителей в Европе более высокие цены на свое сырье, но Старый Свет отказывается. Ах так? Дабы наказать «не в меру прижимистых» импортеров в ЕС, североафриканская страна мстительно закрыла свое крупнейшее месторождение «черного золота» — El Sahara. А ведь эта кладовая давала по 300 тыс. баррелей ежедневно! И вот теперь неподвижные танкеры стоят порожняком у ливийских терминалов. А вы говорите: танкерное судоходство, особенно на ближних дистанциях, — вещь тысячекратно проверенная(!).  

Североморская смесь марки Brent, по праву считающаяся приоритетным мировым эталоном, выросла в цене — при первых же выстрелах на Красном море — на 2,5%. Еще сильнее подорожала тогда техасская WTI. Правда, затем «бенчмарки» немного опустились; и деловые СМИ переместили центр своего внимания к намеченному на 1 февраля заседанию ОПЕК+. Дескать, что еще придумает расширенный клуб экспортеров, чтобы придать постепенному повышению цен более устойчивый и долговременный характер?

Но вот — серия политически окрашенных убийств, будь то массовых или индивидуальных. Они «прокатились» по региону: от «устранения» замглавы Политбюро ХАМАС израильским самолетом в пригороде Бейрута до гибели 84 жителей в Кермане (Иран). Взрывы застигли их на подступах к кладбищу. Зарядами ИГИЛ (радикальная группа, запрещенная и в РФ) были поражены невинные люди, шедшие почтить память генерала Сулеймани, боготворимого  шиитами военачальника в Корпусе стражей исламской революции, который был уничтожен 4 года назад ракетой в аэропорту Багдада… Официальный Тегеран предупредил 3 января с.г. подрывные силы о грозных последствиях. 

Тем временем танкерный и контейнерный кошмар сделает сущим адом жизнь европейцев 

Стоит ли удивляться, что после трагедии Кермана цены на нефть выросли уже в третий раз за пару недель?! Персидский залив, Аравийское и Красное моря способны стать многозвенным «танкерным факелом», причем в любой момент»! Да и без войны, то есть из-за одной только напряженности, нервно-судорожный рост ведущих сортов «черного золота» все равно продолжится, тяготея как минимум к 90 долларам за баррель и выше. К тому же разве дело сведено лишь к сырой нефти, бензину, авиационному и дизельному топливу?

Вот увидите: прямо на днях по всей планете подорожают продовольствие и санитарно-гигиенические принадлежности. «Влияние смены маршрутов шиппинга будет ощущаться потребителями начиная с ближайших недель, — пророчески предрекает гендиректор Института экспорта и международной торговли Марко Форджионе. — И цены на множество продуктов подскочат со всей неизбежностью. Прежде всего, «последние вызовы с Красного моря могут привести к опозданиям в доставки продукции с Дальнего Востока», — сетует в свою очередь глава British Retail Consortium Хелен Дикинсон.

Каждый контейнер, доставляемый шиппинговыми гигантами в обход всей Африки к берегам Европы, амбициозно переоценен теми же фрахтовиками чуть ли не на вес золота. Парижский транспортировщик CMA CGM взимает за провоз одного такого «мега-ящика» из листовой стали на 325 долларов больше, чем вчера, а датская компания Maersk — больше на 700 долларов! Увы, по Суэцкому каналу более не проходят ныне не только танкеры. Буксуют мириады «съестных припасов» популярнейшей в Старом Свете сетевой марки Lidl, не проплывают сложенные в трюмах и на палубах комплекты сборной мебели Ikea, не доставляются китайские электромобили Geely… 

Вспомним же, уважаемый читатель, как многотомье трактатов, вышедших из-под пера потомков былых «советологов и кремлинологов от энергетики», соблазняло нас грядущими выгодами броска от железных дорог, да и от труб, к мнимо-беспрепятственной «океанской глобализации». Ну и где она теперь? 

Над трейдингом все сильнее довлеет геополитика

Провоз энергоресурсов в тех же политически-штормовых водах Красного и Аравийского морей, а также Бенгальского залива, запутан теперь вконец. По милости США мы вынуждены все больше рассматривать этот и другие региональные сегменты нефтетрейдинга сквозь искаженную призму. Это в основном пугающие оптическим обманом хитросплетения геополитических симпатий или антипатий Белого дома, как и стоящего за ним «глубинного правительства». Приходится, увы, зависеть от их гегемонистских интриг и капризов. Но вообще-то и сопротивление таковым тоже нарастает.

Достаточно привести в пример хотя бы крупнейшую нефтедобывающую монархию. Облетевшее мир новогоднее заявление все более суверенной во всех смыслах Саудовской Аравии о том, что она позиционирует себя как органичное звено клуба БРИКС, было, казалось бы, предсказуемым. Но, тем не менее, оно стало для США раздражителем: богатый углеводородами регион Персидского залива неумолимо дрейфует в сторону России и Китая. 

Еще одна большая страна, вступающая ныне в БРИКС, — древняя Эфиопия. Государство со 150-миллионным населением, давно уже лишенное соседями (по недобрым наущениям извне) выхода к морю, все же добилось под Новый Год некоего международного прорыва на этой стезе. Это, так сказать, выход из состояния «наглухо запертой квартиры». Эфиопы подписали меморандум о «мягком» получении доступа к Баб-эль-Мандебскому проливу. Меморандум с кем именно? С самопровозглашенной Республикой Сомалиленд. 

Налицо еще один признак того, что, хотя и являясь волатильными, водные трассы в объятом междоусобицами уголке Земли обрели для всех тамошних игроков еще большее значение. И главные схватки из-за них — впереди.

Ценового потолка им уже недостаточно

Неизменным мотивом большинства «фарватерных» конфликтов в ареале Индийского океана, что бы ни говорили авторы «зеленого транзита», и завтра останется нефть. Но вот беда: на Потомаке постоянно подверстывают ее к «долгоиграющим» стратегическим поединкам с Россией и КНР. Главное для Запада при этом: обыграть БРИКС, то есть сломать, наконец, «кость в горле».

Так, в США убеждены в несовместимости недр аргентинской сланцевой кладовой Vaca Muerta, на которую «положили глаз» главные приватизаторы Западного полушария, с заявкой на прием в БРИКС, поданной прежними властями этой южноамериканской страны. Так что теперь команда Байдена празднует «поствыборные» сдвиги в Буэнос-Айресе. В Белом доме рады отказу нового аргентинского президента-ультрарыночника Хавьера Милея от ориентации на БРИКС, как и от сближения с Москвой и Пекином. Ну и пусть себе ликуют! Нет никакой уверенности в том, что феномен буйного Милея — это надолго. К тому же аргентинская экономика — в инфляционных руинах; и для БРИКС эта страна (в ее нынешнем виде) стала бы скорее тяготой, нежели приобретением. Свободный от необходимости пополнить свои ряды Буэнос-Айресом альянс БРИКС, в том числе щедрый на сомнительные займы Китай, скорее выиграл, чем проиграл. Да-да, «мы увернулись от пули», — со знанием дела пишет авторитетная не только в Гонконге South China Morning Post. 

А вот другим кандидатам на вступление в БРИКС, в том числе Египту или, скажем, Ирану, нет никакого дела до зигзагов страстного политического танго в устье Ла-Платы. Участвовать во все более уверенном альянсе, борющемся за полицентричный мир, начинает на Аравийском полуострове не только «королевство пустынь», о чем говорилось выше. В этот же многообещающий процесс на глазах вступает его ближайший сосед и традиционный союзник — Объединенные Арабские Эмираты. А ведь они, между прочим, тоже радушно принимали у себя недавно Владимира Путина. Рассердившиеся проводники деструктивного курса на Арабском Востоке, как видно, долго ломали голову в этой связи. Мол, если уж не дано избежать объявленного вступления ОАЭ в БРИКС, то какую (пусть косвенную) подножку можно подставить россиянам где-либо в Дубае или Абу-Даби? Похоже, недобрый рычаг был-таки найден. И, конечно, он опять же связан с попыткой перекройки карты международной торговли углеводородами, как и ее валютно-финансового обеспечения.    

Пресловутого ценового потолка (60 долл за баррель) на морские перевозки российского сырья, как одной из сильных (но так и не сработавших в нужном Западу объеме) санкций, теперь уже, видите ли, не хватает. Поскольку часть российско-индийских сделок с нефтью, идущая в русле дедолларизации, проплачивается нефтеперерабатывающими заводами под юрисдикцией Нью-Дели не в рублях и рупиях, а в дирхамах ОАЭ, то в Эмиратах и был сколочен (видимо, по чьей-то подсказке) барьер для операционно-банковских услуг, необходимых нашим экспортерам. Как явствует из статьи Business Insider, филиалу «Роснефти» помешали открыть текущий счет в ОАЭ; и индийские платежи за привезенное танкерами «черное золото» Сибири якобы подвисли. 

Нефтевозы, увы, развернулись вспять

Самим индийцам, понятно, не хочется слыть всего лишь исполнителями чужой воли. Поэтому они гордо заявили: заминка в энергопоставках из РФ вызвана-де не «техническим скрежетом» ущербных платежных механизмов, а тем, что в декабре россияне потребовали за свой товар слишком много. Дескать, на этом фоне нашлись альтернативные поставщики, предложившие более скромные и потому приемлемые цены…. Впрочем, не станем глубоко «влезать» в этот деликатно-коммерческий спор. Оценим-ка лучше ощутимые, но, добавим, невеселые итоги всего случившегося под Новый Год на траверзах портов и терминалов Южноазиатского субконтинента.   

Танкеры с сахалинской нефтью весьма востребованной в тропиках марки «Сокол», безрезультатно простояв почти целый месяц на дальних рейдах Индии и Шри-Ланки, вынуждены теперь развернуться на восток — обратно к Малаккскому проливу. Разве что один-единственный нефтевоз NS Century все еще остается пока у берегов Цейлона в надежде запоздало разгрузиться. Но выйдет ли это, если учесть, что в прошлом году владелец этого судна уже был наказан Соединенными Штатами как раз за перевозку российской нефти?

В одном из сообщений Reuters отмечалось, что, начиная с октября 2023 года как минимум 7 партий «черного золота» из РФ остались неоплаченными. И ведь это, повторяю, относится к Индии — огромной, самостоятельной и притом дружественной нам стране. То есть речь идет о том государстве, чей импорт российских углеводородов за два года нашей СВО стал гигантским — уступающим только поставкам в Китай. Что же, в таком случае, можно говорить о других покупателях, партнерах и клиентах — об их надежности?

Нет, друзья мои, «гвоздевая» проблема все-таки залегает намного глубже. Основатели и творцы западной геополитики верно предполагали еще в XIX веке: эпицентр Евразии (ее, так сказать, Heartland) станет неподвластным для внешних выпадов и манипуляций с просторов Атлантики, Индийского и Тихого океанов лишь тогда, когда основные «кровеносные системы» этого мега-материка (а сегодня это в основном энергообеспечение) пролягут в необозримых глубинах самого нашего континента. То есть вне досягаемости для главных «заказчиков музыки» на окружающих Евразию морях.   

Никто не спорит: Россия фантастически быстро развеяла планы подрыва нашей международной торговли нефтью, собрав по всему миру «невидимый танкерный флот». Та же Россия, назло своим недругам, в невероятно сжатые сроки освоила внешнеэкономические аспекты СПГ-бизнеса, его выдвижение на самые дальние расстояния. Все это так. Но вспомним: недобросовестные конкуренты Москвы не случайно начали нынешний виток энергетических санкций, причем еще в 2014 году, именно с трубопроводов, доведя свое дело до роковых взрывов на Балтике. И это, к сожалению, далеко еще не финал.

Павел Богомолов
Кандидат политических наук