Продолжается нефтеэкспорт, но остановились поставки нефтяного кокса
В 11 раз упала в последнее время отгрузка побочного продукта «черного золота» в венесуэльских портах. День ото дня растут горы нефтяного кокса близ терминалов Хосе и других гаваней республики. Речь идет о твердом остатке вторичной переработки жидкого углеводородного сырья или уже полученных из него «деривативов» крекинга. Используется же этот кокс для изготовления электродов и коррозионностойкой аппаратуры. Служит он, кстати, и надежным восстановителем при получении ферросплавов, эксплуатации печей для обжига цемента и т.д.
Налицо, таким образом, поистине беспрецедентный парадокс в истории экспортных поставок. Если сама венесуэльская нефть, начиная с ноября 2022-го, наконец-то вывозится с разрешения американских властей в Соединенные Штаты по специально согласованному экспортному каналу компании Chevron (что принесло Боливарианской Республике частичное облегчение после введенной Дональдом Трампом блокады 2019 года), то теперь застопорился вывоз вторичного, но все-таки далеко не бесполезного продукта отрасли…
…Работая в свое время в Каракасе, автор этих строк не раз слышал от экспертов, насколько важна прокладка экспортных маршрутов для кокса там, в поясе тяжелой нефти Ориноко. Дело в том, что сверхвязкое сырье тех недр как раз и нуждается в двойном «процессинге» — сначала на дорогостоящих апгрейдерах, доводящих «пластилиновую» массу до минимально-товарных характеристик, а уж затем — на НПЗ. Ну а после вторичной переработки параллельный выход кокса, естественно, напрашивается сам собой.
Помнится, на старте XXI века углубленно изучался вопрос о том, нельзя ли увеличить транспортировку этой искристой черной субстанции на баржах по Ориноко — к дельте великой южноамериканской реки, а уж потом, вдоль карибского побережья, — к портовым комплексам на Атлантике. Проблема, между прочим, выдалась сложной: сколь бы широкой и полноводной ни казалась эта артерия на картах континента, но по всей ее протяженности тянутся бесконечные отмели и пороги, эти смертельные враги судоходства.
Ныне, однако, «корень зла» — отнюдь не в путано-транспортной логистике, а в нарушенных контрактных связях между венесуэльской госкомпанией PDVSA и ведущим заказчиком кокса — женевским покупателем под вывеской Maroil Trading. Именно эта авторитетная в своей области фирма заключила с Каракасом первое соглашение по вывозу кокса в 2017 году. Что ж, бизнес пошел успешно. Только в 2021–2022 гг. объемы этих двусторонних операций возросли всемеро, и получатели грузов от Франции до Китая были довольны. В целом же, суммируя все венесуэльские поставки (то есть не только по контрактам с Maroil) можно сказать, что в 2022-м они достигли 3,3 млн тонн.
Но вот наступил июнь нынешнего года, и привычная коммерческая схема рухнула в одночасье. Из-за дисбалансов в мировой торговле топливом упали в первом полугодии цены не только на уголь, но и, одновременно, на кокс. Его потребители сразу стали платить меньше или закладывать в очередные контракты сниженные цифры. Венесуэла же оказалась неготовой к этому. И вот итог: некоторые импортеры стали отворачиваться от столь неподатливого Каракаса. Да и то сказать, поставщики нефтяного кокса из США спокойно отправляют в Индию этот товар дешевле, чем вчера, — по 105 долл за тонну. А саудиты доставляют его на Южноазиатский субконтинент еще дешевле — по 103 долл. И, надо признать, для импортеров в индийском штате Гуджарат это подчас выгоднее, чем покупать более дорогую продукцию с берегов Ориноко.
Что ж, PDVSA, видимо, пребывает в поиске альтернативных покупателей — более щедрых, нежели даунстрим-гиганты Азии. Поэтому Каракасом, по данным деловых СМИ, не продлеваются или даже рвутся те действующие контракты, по которым излишне выигрывают швейцарские посредники, а объемные обязательства прописаны, увы, «более железно», чем цены. Но пока царит неразбериха, огромные пирамиды невостребованного кокса под открытым тропическим небом загрязняют едкими выбросками атмосферу. И не случайно, по сообщению Reuters, профсоюзы активизировали борьбу за снижение экологических рисков для трудовых коллективов любой ценой.
Это, однако, дело непростое. Слишком много зловонных «терриконов» ухудшают людям жизнь в портовых кварталах. Если в январе было отгружено за рубеж 620 тыс. тонн нефтяного кокса, то в июне, по данным журналистов Марианны Парраги и Сударшана Варадхана, — всего 56 тысяч! Ну а в этом месяце было выдано разрешение на выход из Венесуэлы всего одного сухогруза с этим товаром в объеме 70 тыс. тонн. Судну, согласно графику, полагалось отойти от причала 11 июля. Но этого, увы, так и не произошло. Мало того, еще восемь пустых сухогрузов маячат на рейдах республики в невеселом ожидании долгожданной загрузки.
Но будет ли она вообще санкционирована — одному Богу известно. Ведь ни PDVSA, ни Maroil, находящиеся в сердцевине злополучного «товарно-платежного цейтнота», не желают дать сколь-либо внятные и подробные комментарии.
Павел Богомолов
Кандидат политических наук