Нефтяной рынок в апреле характеризуется значительной волатильностью и давлением на цены в сторону понижения, что вызвано сочетанием факторов: обострения торговой напряженности, возросших поставок и прогноза о слабеющем спросе.

В последнюю неделю месяца ICE Brent колебался в узком диапазоне $66,0-67,5 за баррель, по информации OilPrice. Теплящиеся надежды на потенциальные торговые переговоры между США и Китаем оказались подавлены жестким заявлением китайского министерства иностранных дел. Переговоры о торговле между сверхдержавами неизбежны, но Штаты одновременно вовлечены в разрешение жестких военных конфликтов, унаследованных от предыдущей администрации, и тут можно только согласиться с главой НАТО Марком Рютте, заявившем на днях, что никому из современных мировых политических лидеров кроме Трампа российско-украинское противостояние не разрешить, как, впрочем, и ближневосточные, и африканские конфликты, как оказалось. В переговорных процессах американскому политику-миллиардеру нет сегодня равных.       

Цены на сырую нефть марки Brent существенно снизились с начала года, упав примерно на 10 долларов за баррель в марте и начале апреля. Фьючерсы торговались примерно по 65 долларов за баррель к середине апреля после достижения четырехлетнего минимума ниже 60 долларов за баррель. Это снижение вызвано тарифной политикой США и решениями ОПЕК+ о росте добычи. К 24 апреля нефть марки WTI торговалась по 62,47 доллара за баррель, что на 12,13% меньше, чем в начале 2025 г.

Рост мирового спроса на нефть в текущем году был пересмотрен Международным энергетическим агентством (МЭА) в сторону понижения, до 730 тыс. баррелей в сутки, что на треть меньше предыдущей оценки прироста в 1 млн баррелей в сутки, из-за торговой напряженности, влияющей на экономический рост, особенно в США и Китае. Этот показатель является самым низким с 2020 г., за исключением периода пандемии. МЭА также прогнозирует дальнейшее замедление увеличения потребления нефти до 690 тыс. баррелей в сутки в 2026 г., что обусловлено экономической нестабильностью и ростом внедрения электромобилей.

Мировые поставки нефти выросли до 103,6 млн баррелей в сутки по итогам марта 2025 г., что на 910 тыс. баррелей в сутки больше, чем в предыдущем году. Перепроизводство обеспечено в основном нефтепроизводителями, не входящими в ОПЕК+, такими как США, Канада, Бразилия и Гайана. ОПЕК+ также объявила о планах увеличить добычу на 411 тыс. баррелей в сутки в мае, хотя фактический рост может быть ниже из-за перепроизводства некоторыми членами. Казахстан демонстрирует, по данным OilPrice, наихудшие показатели соблюдения квот в ОПЕК+, производя около 350 тыс. баррелей в сутки сверх квоты. Согласно прогнозам, поставки из стран, не входящих в ОПЕК+, вырастут в 2025 г. на 1,4 млн баррелей в сутки, опережая рост потребления. Наращивание добычи поспособствует избытку предложения.

Мировые запасы нефти выросли на 21,9 млн баррелей в феврале 2025 г. Они остаются на самом низком уровне с 2017 г. Пользуясь упавшими ценами, страны пополняют запасы. Однако даже этого снижения для некоторых национальных экономик недостаточно. Япония объявила о пересмотре политики субсидирования топлива, что направлено на снижение цен на бензин и дизельное топливо на 10 иен за литр, в то время как цены на авиатопливо и мазут планируется снизить вдвое. Озабоченная падением спроса Саудовская Аравия выстраивает нефтяную стратегию на индийском рынке. В апреле страны подписали рамочное соглашение о создании двух новых нефтеперерабатывающих заводов в Индии, предположительно с участием Saudi Aramco.

Дальнейшие перспективы нефтяного рынка связаны с ростом волатильности по мере развития торгового противостояния сверхдержав. Управление энергетической информации США снизило прогноз цен на нефть марки Brent до 68 долларов за баррель на 2025 г. и 61 доллара за баррель на 2026 г., сославшись на рост мирового производства и замедление роста спроса. Wood Mackenzie прогнозирует цену на нефть марки Brent на уровне 73 долларов США за баррель в 2025 г., что впрочем тоже ниже 80 долларов США за баррель, зафиксированных по итогам 2024 г., что обусловлено, по мнению аналитиков, ростом поставок и рисков для спроса, продиктованных тарифным противостоянием.

/OilPrice, X, IEA, EIA/