Продолжаем знакомство с крупнейшими нефтеналивными портами мира: Тринидад и Тобаго

Нефть, газ и асфальт

Тринидад и Тобаго – довольно крупное по карибским меркам государство: площадь — 5,1 тыс. кв. км (меньше Брунея, но больше Люксембурга), население – 1,6 млн человек.

Остров Тринидад был открыт Христофором Колумбом 31 июля 1498 года и назван в честь праздника Святой Троицы, отмечавшегося в тот день. Был замечен Колумбом и остров Тобаго, который Колумб назвал Белла-Форма («красивое очертание»); правда, там великий мореплаватель не высаживался. Название Тобаго, по всей видимости, произошло от слова «табак». 

Вскоре началась испанская колонизация островов. Первое крупное поселение Сан-Хосе-де-Орука (ныне — Сент-Джозеф) было основано в 1592 году. В 1763 году англичане захватили Тобаго, а в 1797 году – Тринидад. В 1838 году в английских колониях на Карибах было запрещено рабство, в связи с чем начался приток на Тринидад и Тобаго многочисленных мигрантов в качестве наемных рабочих. 

В середине 1850-х на Тринидаде была обнаружена нефть (практически одновременно с США); первый промысел организовала компания Merrimac, затем заработали другие компании, включая мейджоров. 

В 1888 году Тринидад и Тобаго были объединены в одну колонию. В 1925 году на островах появился свой парламент – Законодательная  ассамблея; женщины имели право голоса (что по тем временам было вполне прогрессивным явлением), но при этом для избирательниц был установлен возрастной ценз — старше 30 лет. 

В 1930-е годы две волны эпифитотии почти полностью уничтожили тринидадские плантации кофе и какао, и с тех пор основой островной экономики стала добыча и переработка полезных ископаемых. В ходе Второй Мировой войны острова поставляли значительные объемы горючего для союзных войск; с целью охраны нефтепромыслов и НПЗ на Тринидаде были созданы четыре военных базы — американские Chaguaramas (морская), Carlsen Field и Camden Field (воздушные), а также английская Piarco Field (воздушная). 

В 1958-1962 годах Тринидад и Тобаго входил в состав Вест-Индской Федерации, государственного образования, которое должно было получить независимость от Великобритании как единое целое. Этот вполне конструктивный замысел осуществить не удалось — федерация распалась, и 31 августа 1962 года Тринидад и Тобаго объявил о своей независимости. В 1976 году страна перестала быть доминионом Великобритании, хотя и осталась членом британского Содружества наций. 

Этно-расовый состав Тринидада и Тобаго довольно пестрый: доминируют афро-тринидадцы (большинство населения), креолы и индо-пакистанцы. Государственный язык — английский; весьма распространены также испанский, хинди (бходжпури) и патуа (креольский диалект на основе французского). 

Тринидад и Тобаго — наиболее экономически развитая страна Карибского бассейна. Основа экономики республики и высокого жизненного уровня ее населения — добыча и переработка нефти и природного газа. Основной объем добычи дают шельфовые месторождения; извлекаемые запасы газа составляют около 0,5 трлн кубометров, нефти — 200 млн тонн. Тринидад и Тобаго – седьмое государство мира по объему производства СПГ (более 20 млрд кубометров). Помимо сжижения, газ Тринидада используется на электроэнергетику, производство метанола и аммиака.

Основной тринидадского объем СПГ экспортируется в США (Тринидад и Тобаго – главный поставщик этого продукта в Штаты); кроме того, страна является одним из пяти крупных поставщиков газа в Европу (наряду с Норвегией, США, Россией и Алжиром). Специфической статьей тринидадского экспорта также является асфальт, добываемый на месторождении Пич-Лейк, крупнейшем в мире резервуаре высококачественного природного асфальта (запасы — более 6 млн тонн, годовая добыча – около 100 тыс. тонн). История Пич-Лейка весьма интересна – это уникальное месторождение было открыто в 1595 году легендарным английским адмиралом Уолтером Рэйли, фаворитом королевы Елизаветы I, другом Шекспира, привезшим в Англию табак и картофель; природный асфальт весьма эффективно применялся на судоверфях для обработки деревянных судовых корпусов. 

Важной отраслью экономики Тринидада и Тобаго является туризм — ежегодно страну посещает около 0,5 млн туристов. Весьма развито и сельское хозяйство — обрабатывается четверть территории страны.

Самые знаменитые тринидадцы — Видиадхар Сураджпрасад Найпол, неоклассик англоязычной литературы, лауреат Нобелевской премии 2001 года, и Жанель «Пенни» Коммиссионг, первая темнокожая женщина, выигравшая конкурс «Мисс Вселенная» (1977 год). Как водится, Найпола особо чтут интеллектуалы, а Жанель популярна в широких народных массах (в ее честь даже названа одна из столичных улиц).

Город трех религий

Порт-оф-Спейн — столица и главный морской порт Тринидада и Тобаго: население — 50 тыс. человек. Город был основан испанцами в XVI веке, сохранив индейское название Конкерабия; в 1783 году стал административным центром испанского колониального владения на острове Тринидад. Англичане, захватившие остров, город переименовали, правда, весьма уважительно к предыдущим владельцам – в Порт-оф-Спейн («порт Испании»). 

В окрестностях на богатых плодородных почвах возделывались обширные плантации сахарного тростника, на которых трудились чернокожие рабы. После упразднения рабства и миграции большого количества бывших невольников в другие, более привлекательные регионы Америки, в Порт-оф-Спейне начала ощущаться острая нехватка рабочей силы. Проблему решили наемные рабочие из Индии, Китая и Португалии (с острова Мадейра).

Соответственно, сегодня Порт-оф-Спейн – пример гармоничного сочетания трех культур и религий — христианской, мусульманской и индуистской, а архитектурный облик города во-многом формируют храмы этих конфессий.

Гавань Порт-оф-Спейна расположена на берегу залива Пария и состоит из 6 портовых районов — Kings Wharf, Kings Wharf Extension, Queens Wharf, Container Terminal, South Quay (причал регулярной паромной линии Inter-Island Ferry до порта Скарборо на острове Тобаго) и Sea Lots (глубоководный терминал для налива нефтепродуктов и СПГ). Пассажирские причалы обслуживают круизные лайнеры и водные такси до Сан-Фернандо и других дальних пригородов Порт-оф-Спейна. К центральной гавани административно относятся портопункты Кронстадт-Айленд и Чаугарамас, где работает регулярная паромная линия до Гуирии (Венесуэла) и расположена крупная судоверфь Neptun Industrie. 

Основные грузы – сельхозпродукция (сахар, меласса, ром, какао, кофе, бананы, рис, кокосовые орехи, цитрусовые), рыба и морепродукты, лесоматериалы, химикаты (метанол), удобрения (аммиак, карбамид), нефтепродукты (в том числе для бункеровки), СПГ, машины и оборудование, стройматериалы, контейнеры. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина — 265 м, осадка — 11 м. Годовой грузооборот — 25 млн тонн, пассажирооборот — 1 млн человек (в том числе 0,5 млн круизных пассажиров).

От сахарного тростника к СПГ

Пойнт-Фортин, расположенный на берегу заливов Айройс и Гуапо, основан в 1783 году; назван в честь местного предпринимателя. Здешние плантаторы весьма успешно выращивали сахарный тростник, какао, кофе и кокосовые орехи (эта продукция, в основном, шла на экспорт), но после открытия в 1906 году в окрестностях города крупного нефтяного месторождения La Fortunee местная экономика переориентировалась на добычу и переработку нефти. При этом операционная компания неоднократно меняла владельцев и название; сегодня это госкомпания Trinidad Petroleum. Местный НПЗ закрылся в 1989 году, но спустя 10 лет здесь появился настоящий промышленный гигант – завод по сжижению природного газа Atlantic LNG, принадлежащий National Gas Company of Trinidad and Tobago, Shell, BP и Chinese Investment Corp. 4 производственные линии завода в год производят 14,8 млн тонн СПГ.

Point Fortin, Trinidad and Tobago. The city is in the background. I couldn’t get any closer for legal reasons (no fly zone). Photo taken as part of the Southern Trinidad Aerial Photo Project, a small project sponsored by WMDE. Drone used: DJI Phantom 4. Snapshot taken from video footage via VLC.

В настоящее время население Пойнт-Фортина составляет 30 тыс. человек.

В гавани Пойнт-Фортина расположены береговой и выносной нефтеналивные терминалы, два СПГ-терминала и марина для яхт и других маломерных и каботажных судов. Кроме того, недалеко находятся портопункты Брайтон и Тембладора. Глубина береговых причалов – до 11,5 м, выносного терминала – до 15,5 м. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина – 330 м, дедвейт – 150 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.

Метаноловый гигант

Кува — административный центр региона Кува-Табаквит-Талпаро на западе острова Тринидад. Название города происходит от местной реки Кува, впадающей в залив Карли-Бэй (первое упоминание поселения как Рио-де-Куба датировано 1797 годом). В течение почти двух веков население Кувы, в основном, занималось выращиванием сахарного тростника. В годы Второй Мировой войны здесь размещалась американская военно-воздушная база Camden Field, впоследствии использовавшаяся как гражданский аэропорт и база сельскохозяйственной авиации.

В 1979 году в предместье Кувы были построены промышленная зона и порт Пойнт-Лисас. Здесь сконцентрированы предприятия, использующие в качестве сырья природный газ – в частности, крупнейший в мире комплекс по производству метанола (13% мирового объема), а также значительные мощности по сжижению газа и производству минеральных удобрений и нефтегазового оборудования. Среди работающих здесь крупных компаний — Phoenix Park Gas Processors, National Gas Company of Trinidad and Tobago, Massy Gas Products, Decker Petroleum & Marketing, ANSA McAL Chemicals и Methanex. В настоящее время население городской агломерации Кувы превышает 50 тыс. человек

Гавань Пойнт-Лисас включает два портовых района — Industrial Port, отгружающий железнорудный концентрат, цемент, карбамид и другие сухие грузы, а также контейнеры, и Yara Trinidad (принадлежит National Energy Corp.), специализирующийся на наливных грузах – СПГ, аммиаке и метаноле. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина – 245 м, осадка – 11,5 м, дедвейт – 77 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 20 млн тонн. 

В ожидании реконструкции

Город (по сути, рабочий поселок, в советском лексиконе – «соцгородок») Пуэнт-а-Пьер, расположенный на западе Тринидада, был построен в 1917 году для работников огромного НПЗ Texaco Oil, перерабатывающего венесуэльскую нефть. Во время Второй Мировой войны НПЗ был крупнейшим в Британской империи и играл большую роль в снабжении топливом союзных войск. В 70-е годы завод был выкуплен правительством Тринидада и Тобаго и передан Guaracara Refining, «дочке» госкомпании Petroleum Company of Trinidad and Tobago (Petrotrin), впоследствии реорганизованной в Trinidad Petroleum. В 2018 году завод, насчитывавший 2600 сотрудников и перерабатывавший 140 тыс. баррелей нефти в сутки, был закрыт. 

В настоящее время правительство Тринидада собрало более 10 заявок на реконструкцию завода с целью скорейшего возобновления производства в объеме 175 тыс. баррелей нефти в сутки (предполагаемый размер инвестиций – 700 млн долларов). Соответственно, в полном объеме будет возобновлена и работа нефтеналивного терминала, расположенного на берегу залива Пария. Терминал имеет 7 танкерных причалов и один сухогрузный (для серы и нефтяного кокса — побочных продуктов нефтепереработки) и способен обрабатывать суда длиной до 300 м, осадкой до 17 м и дедвейтом до 120 тыс. тонн.

Большая жизнь маленькой деревни

Гуайагуайаре – деревня в регионе Майаро – Рио-Кларо, на юго-восточной оконечности Тринидада. Считается, что это бывшее индейское поселение было первым районом Тринидада, увиденным Христофором Колумбом 31 июля 1498 года. Осваиваться территория, расположенная вдоль бухты Гуайагуайаре между реками Лизард и Пайлот, стала довольно поздно, в конце XVIII века; здесь были созданы крупные плантации сахарного тростника. 

Как это нередко случается, маленькая деревня сыграла большую роль в развитии экономики страны — именно здесь в начале ХХ века были открыты наиболее продуктивные тринидадские месторождения нефти. Потом к ним добавились шельфовые месторождения. В настоящее время операционную деятельность в Гуайагуайаре ведут крупнейшие производители нефти и газа в стране – британская BP, австралийская BHP Billiton и местная госкомпания Petrotrin. Большая часть добытой нефти экспортируется через близлежащий порт Галеота-Пойнт, а газ поставляется в другую часть острова на огромный завод Atlantic LNG в Пойнт-Лисасе.

Береговая часть гавани Галеота-Пойнт с пятью причалами глубиной до 7,5 м принадлежит госкомпании National Energy; здесь обслуживаются малотоннажные танкеры и производится бункеровка судов дизельным топливом. Два выносных причальных устройства принадлежат BP Trinidad & Tobago и BHP Calypso; их глубина — 16,5 м и 27 м – позволяет принимать супертанкеры дедвейтом до 250 тыс. тонн.

Григорий Волчек