«Транснефть» приобрела контроль над НМТП

Фото 1: Ирэн Майорова/КоммерсантЪ

«Транснефть» купила 25% в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) у группы «Сумма» арестованных братьев Магомедовых за $750 млн, пишут «Ведомости» со ссылкой на заявление представителя транспортной монополии. Таким образом, госкомпания получила контроль над крупнейшим стивидором в РФ.

«Транснефть» купила 50% и тем самым довела свою долю до 100% в Novoport Holding — структуре, которая владеет 50,1% НМТП, рассказал изданию представитель госкомпании схему сделки. «Финансирование в размере $750 млн произведено за счет заемных средств, которые не повлияют на увеличение общей долговой нагрузки», — подчеркнул источник «Ведомостей».

Эту информацию подтвердила и сама «Транснефть», опубликовав пресс-релиз на своем официальном сайте, а также представитель «Суммы». «Мы подтверждаем закрытие сделки, которая была заключена на рыночных условиях», — цитирует его слова Интерфакс.

Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что единственным регулирующим документом по сделке была директива первого вице-премьера Игоря Шувалова (не вошел в новое правительство) от 16 марта совету директоров «Транснефти» голосовать за покупку пакета «Суммы» в ценовом диапазоне до $1,2 млрд. Оценка была проведена E&Y.

Согласно сообщению агентства Интерфакс, акции НМТП утром во вторник раллируют на фоне известий о закрытии сделки. Так, на Московской бирже акции порта на старте торгов во вторник 9 октября поднимались до 7,225 руб (+11,9%), после чего бумаги скорректировали до 7,03 руб. (+8,9%), объем торгов к 10:09 превысил 54,9 млн руб.

Долей в НМТП братья Магомедовы (арестованы 30 марта по обвинению в организации преступного сообщества — прим. РБК) владели пополам, так что каждый должен был получить в результате сделки примерно по $375 млн. «За восемь лет нашего совместного с «Транснефтью» управления порт достиг высоких операционных и финансовых результатов, и полагаем, что на сегодняшний день «Транснефть» является для него единственно верным контролирующим акционером. Уверены, что НМТП продолжит успешное развитие своих мощностей», — отметил представитель «Суммы».

НМТП принадлежат крупнейший по грузообороту в России порт Новороссийска, а также балтийские порты Приморск и Балтийск. Консолидированный грузооборот терминалов группы НМТП в 2017 году составил 143,517 млн тонн, а за январь — июль 2018 года — 82,4 млн тонн (на 3,3% меньше, чем годом ранее), приводит данные РБК.

Теперь «Транснефть» может получить дивиденды НМТП, выплата которых до сих пор блокировалась из-за арестов, наложенных на активы братьев Магомедовых. По данным «Ъ», правительство сейчас обсуждает дивиденды НМТП за девять месяцев 2018, которые могут составить 50% от чистой прибыли по МСФО. Источник издания в правительстве на прошлой неделе говорил «Ъ», что в Белом доме согласны на такие выплаты, однако финального решения нет. В конце сентября акционеры НМТП одобрили выплату 10 млрд. руб. в качестве дивидендов за первое полугодие.

Старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин комментирует «Ъ», что цена $750 млн «вполне разумная и адекватная». «НМТП очень качественные актив, один из самых привлекательных в РФ, порт стабильно генерирует денежный поток и имеет диверсифицированную грузовую базу. При этом теперь «Транснефти» придется решать вопросы, связанные с перевалкой не только нефти и нефтепродуктов, но и других грузов — зерна, контейнеров и т.д., а это не совсем профильный бизнес для компании», — отмечает эксперт.

Кристина Кузнецова