Норвежская аналитическая компания прогнозирует 55 долларов за баррель к 2030 г. Спрос на нефть к концу текущего десятилетия составит порядка 105 млн баррелей в сутки. Эксперты отмечают резкий рост капитальных затрат на нефтегазовые проекты. Инфляционное давление и проблемы в цепочках поставок определяют ситуацию в глобальном нефтегазе. Стоимость разработки новых проектов в upstream продолжает расти.
Геополитическая напряженность, поднимающая ценник на нефть, помогает разработке сланцевых проектов в Соединенных Штатах, а также реализации дорогостоящих и небезопасных с экологической точки зрения глубоководных проектов. Согласно оценкам Rystad Energy, проекты по добыче нефти в плотных породах сланцевых формаций США и на шельфе по всему миру предлагают нефтяным компаниям самые конкурентоспособные затраты, в то время как нефтеносные пески Канады остаются самым дорогим источником ресурсов для добывающих проектов.
Один из ключевых показателей, традиционно анализируемый норвежской аналитической компанией, средняя стоимость безубыточности нефтяного проекта в странах, не входящих в ОПЕК, выросла до 47 долларов за баррель нефти марки Brent. За последний год этот показатель подрос на 5%. Сухопутные месторождения Ближнего Востока по-прежнему наиболее привлекательны для инвестиций в новые нефтегазовые проекты, оставаясь самым «дешевым» источником новых поставок со средней ценой безубыточности на уровне всего 27 долларов за баррель. Этот регион также может «похвастаться» одним из самых значительных ресурсных потенциалов. Следующим по дешевизне является шельфовая добыча (37 долларов за баррель), за ней следуют глубоководная добыча (43 доллара за баррель) и североамериканский сланец (45 долларов за баррель). Безубыточность добычи на нефтеносных песках в среднем составляет 57 долларов за баррель. Однако в ряде проектов в Канаде она может достигать и 75 долларов за баррель. Это невероятно дорогое сырье для мировой экономики.
Избыток ресурсов в основных регионах добычи на фоне стагнирующего спроса и электромобилизации запускает механизмы политической поддержки экспортных проектов и вытеснения основных конкурентов с рынка, как мы можем наблюдать в случае с Россией, Ираном и Венесуэлой, попавших под санкции. Беспрецедентный рост показателя «цен безубыточности» отражает растущее давление затрат на отрасль и ставит под сомнение экономическую целесообразность новых проектов. Нефтегазодобывающие, перерабатывающие и транспортные проекты продолжают жесткую борьбу за возможность быть реализованными на фоне разворачивающегося энергетического перехода.
Мария Кутузова