Засуха на стыке Центральной и Южной Америк бьет по танкерному судоходству

Два газовоза, которые благополучно пересекли Тихий океан на пути из Азии, остановились в 10 милях от узкой промежуточной трассы, призванной вывести их далее на простор Карибского моря. Остановились словно перед неожиданной стеной. Узнав о том, что проход по Панамскому каналу, ранее занимавший около двух с половиной суток, длится ныне почти десять дней (с соответствующим повышением оплаты простоев в бесконечных очередях у шлюзов), капитаны танкеров доложили судовладельцам о взметнувшейся дороговизне — и получили разрешение на 180-градусный разворот вспять. 

Газовоз Pyxis Pioneer «со вздохом» отправился на юг — в обход Южной Америки. Куда пошло второе судно, Sunny Bright, тоже задействованное на трансокеанской транспортировке техасского СПГ, — пока неизвестно. Но зато хорошо известно, что оба газовоза, рассчитанных на доставку 158 тыс. кубометров сжиженного «голубого топлива», намеревались поначалу пройти уникальной, проложенной еще в 1914 году водной артерией без каких бы то ни было проблем. Намеревались — добавим — хотя бы потому, что обе стальных махины, о которых идет речь, направлялись в сторону карибского фарватера будучи порожними — давно уже разгруженными.

Да-да, порожними, ибо свой экспортный груз топлива они полностью выкачали на сушу в далеких азиатских портах; а теперь шли к терминалам США в Мексиканском заливе за новыми партиями. И, естественно, исходили при этом из того, что их водоизмещение и осадка совсем незначительны. И, следовательно, можно будет ускоренно проследовать даже по обмелевшим после беспрецедентной засухи участкам канала. Но, увы, озеро Гатун, обычно играющее роль мощнейшего природного насоса для наполнения артерии бесценной влагой, само уже «дышит на ладан»!

Многие годы сжиженный газ (чаще попутный, чем природный) из Техаса и Нью-Мексико, а также нефтепродукты и уголь, гарантированно занимали первую позицию в товарной номенклатуре межокеанской трассы. Но теперь корабельные заторы достигли там такой плотности и напряжения, что хозяева фрахта переплачивают миллионы долларов за право занять более выгодные «ниши» в мучительных очередях на проход из Карибского моря в Панамский залив или обратно. До октября текущего года там простаивало в среднем по 200 судов ежесуточно. Затем этот показатель, к счастью, снизился, и под палящим солнцем тропиков стало целыми неделями бездействовать не более 95 экипажей. Но, согласитесь, и это тоже немало…

…Путешественники и писатели давным-давно сетовали на то, что Панама, хотя и оставаясь транспортным узлом, все же подводит грузоперевозчиков на суше. Имеются в виду гнилые болота Дарьена близ колумбийской границы. Те стократно проклятые края, застланные малярийным туманом и кишащие стаями крокодилов в трясине, издавна отпугивали непроходимостью даже бывалых каторжников, которым удавалось бежать из-под стражи. Ужасы Дарьена таковы, что там оборвана так и не достроенная Панамериканская автомагистраль (Carretera Panamericana), призванная, как когда-то считалось, дотянуться от Аляски до мыса Горн. Но это — многострадальный сухопутный маршрут; а канал исправно работал и в XX, и в XXI веках. Но вот незадача: танкеры и сухогрузы подолгу громоздятся там будто разноцветные железные скелеты из какого-то «приключенческого скопища» неподвижных кораблей. 

Итак, «черный список» ухудшающихся по своим базовым параметрам судоходных трасс мира пополнился еще и Панамским каналом. Тем временем угроза вооруженного конфликта на стыке Синая и Газы нависла над Суэцким каналом. С берегов Баб-эль-Мандебского пролива, «прославившегося» антитанкерным пиратством, хуситы посылают ракеты на Израиль. Ормузский пролив — под прицелом как иранских береговых батарей, так и американских авианосных соединений. Тайванский пролив пугает непредсказуемостью сгущающейся там конфронтации. Так что Россия, отнюдь не злорадствуя в ходе публичного продвижения преимуществ своего Севморпути, ничего не преувеличивает: арктическая трасса и впрямь становится одной из очень немногих безопасных и стабильных танкерных маршрутов на планете Земля. 

Павел Богомолов
Кандидат политических наук

С Карибским регионом автор статьи тесно связан биографически. В 1981-1987 гг. он работал в Гаване собкором «Правды» в Республике Куба и странах Центральной Америки, а в 2005-2010 гг. — в Каракасе, PR-менеджером филиальной компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз».