Настоящий полковник

Кубань – «малая родина» российской нефти (если иметь в виду территорию не Российской империи, а Российской Федерации) — 15 февраля 1866 года из скважины, пробуренной полковником Ардалионом Новосильцевым на берегу реки Кудако (40 км от Анапы), с глубины 38 метров ударил первый на территории нынешней России нефтяной фонтан.

Затем последовал «нефтяной бум», создание весьма развитого нефтяного комплекса, сумбур и хаос революции и Гражданской войны, послевоенная разруха. Во времена НЭПа кубанские нефтепромыслы были быстро восстановлены и в 1924 году вошли в состав мощного предприятия – объединения «Грознефть».

7 ноября 1928 года, аккурат к годовщине Октябрьской революции, был пущен в эксплуатацию построенный ударными темпами (за полтора года) магистральный 10-дюймовый нефтепровод Грозный – Туапсе протяженностью 618 км с одиннадцатью насосными станциями; по конечному его участку транспортировалась, помимо грозненской, и кубанская нефть (точка врезки находилась в районе Майкопа). 

Одновременно с трубой был возведен нефтяной пирс в Туапсинском порту и нефтехранилище (резервуарный парк); вскоре был построен крупнотоннажный Туапсинский НПЗ объемом переработки около 3 млн тонн нефти в год. Такая мощная инфраструктура, безусловно, способствовала резкому росту нефтедобычи на Кубани. 

В 1930 году кубанские нефтепромыслы были объединены в самостоятельный трест «Майнефть», объединивший все нефтяные районы – Прикубанский, Апшеронский, Хадыженский и Холмско-Ильский, а также построенный еще в 1911 году малотоннажный Краснодарский НПЗ (объем переработки — около 100 тыс. тонн нефти в год), производивший мазут, бензин, дизельное топливо, керосин, мылонафт и моторное масло. Тогда же вновь созданный трест вышел на уровень добычи 1 млн тонн нефти. 

Перед самой войной, в 1940 году, на базе «Майнефти» был создан Майкопский нефтекомбинат в составе трестов «Апшероннефть», «Хадыженнефть» и «Черноморнефть», консолидировавших 11 нефтепромыслов – Адагымский, Кесслеровский, Кудако-Киевский, Ильский, Джигинский, Калужский, Нефтегорский, Хадыженский, Асфальтовую Гору, Кура-Цеце и Широкую Балку — с совокупным годовым объемом добычи 2,25 млн тонн нефти и 140 млн кубометров газа. 

Изменил свой облик и Краснодарский НПЗ: после масштабной реконструкции 1934 года – строительства дополнительных нефтеперегонных батарей, мощных ректификационных колонн, насосов, теплообменников и конденсаторов — завод существенно нарастил свою мощность и стал среднетоннажным (объем переработки составил около 1 млн тонн нефти в год).

Трест, который лопнул

В течение первого года войны Майкопский нефтекомбинат, несмотря на массовую мобилизацию рабочих и специалистов в действующую армию и трудности с поставками материалов, работал весьма устойчиво. Этот период продолжался 13 месяцев, вплоть до 25 июля 1942 года, когда началось стратегическое наступление немцев на Северном Кавказе с быстрым продвижением к Ворошиловску (Ставрополю), Краснодару и Новороссийску. 

Практически сразу же было принято решение об эвакуации кубанских нефтепромыслов. В кратчайшие сроки, в течение двух недель, вглубь страны были эвакуированы свыше 600 вагонов с различным оборудованием, а имевшиеся запасы сырой нефти отправлены на переработку в Грозный. 

Затем начался массовый вывод из строя (путем подрыва) оставшегося наземного промыслового оборудования – компрессоров, насосов, электрических агрегатов, вышек обслуживания, трубопроводов, ЛЭП; одновременно велась ликвидация скважин путем их заглушки специальными железобетонными пробками (таким образом были выведены из строя 850 скважин). Кроме того, были уничтожены 50 тыс. тонн сырой нефти и 80 тыс. тонн нефтепродуктов.

10 августа 1942 года немецко-румынская группировка захватила Майкоп, а 12 августа – Краснодар. Учитывая хронический дефицит топлива в вермахте, оккупанты попытались наладить нефтедобычу на Кубани, для чего создали нефтедобывающий трест «Немецкое акционерное общество на Кавказе» с добычными и ремонтно-восстановительными бригадами в Хадыженске, Апшеронске, Нефтегорске и Краснодаре. В Хадыженске фашисты организовали специальный лагерь, где содержались военнопленные нефтяники. Кроме того, для работы на нефтепромыслах оккупанты принудительно мобилизовали 500 человек из числа местного населения и военнопленных. На Кубань были доставлены немецкие нефтяные специалисты, а также буровое оборудование и техника из Германии. 

Несмотря на все эти усилия, итоговый результат был ничтожным – захватчики смогли добывать не более 1,75 тыс. тонн нефти в месяц, то есть менее процента от уровня довоенной добычи. «Расковыривать» наглухо зацементированные скважины получалось плохо, и с бурением дело тоже не заладилось – была пробурена только одна новая скважина, и то низкодебитная.   

Кроме того, с учетом фактического уничтожения Краснодарского НПЗ, оккупанты попытались наладить переработку – например, запустили на Ильском промысле кустарную перегонную установку, дававшую в сутки 300 литров керосина, 200 литров бензина и 500 литров нефтяных остатков. Также в руках врага оказался небольшой ресурс готовых нефтепродуктов — 1,85 тыс. тонн лигроина (тракторного топлива), мазута, моторного масла и нафты.

Иными словами, никакой существенной подпитки ГСМ с кубанских нефтепромыслов вермахт не получил – практически все нефтепродукты и сырая нефть, использовавшаяся, в основном, в качестве котельного топлива, были направлены для обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий и коммунального хозяйства на оккупированной территории (в частности, в Анапе и Северском районе). 

Хотя немцам удалось захватить в исправном состоянии нефтяной терминал в порту Новороссийска (трубопроводы, наливную станцию, насосы и пять резервуаров емкостью 4,5 тыс. кубометров каждый), воспользоваться этим богатством оккупанты не смогли – вывозить, как мы видим, было совершенно нечего, да и необходимого нефтеналивного флота под рукой не оказалось. 

Возвращение и возрождение

После освобождения Кубани (29 января 1943 года был освобожден Майкоп, 12 февраля – Краснодар) незамедлительно началось восстановление нефтяного хозяйства: вернулись из эвакуации (в первую очередь, из Бугуруслана Оренбургской области) специалисты, было возвращено вывезенное оборудование. Пригодились и трофеи – найденные на складе в Армавире солидные запасы труб и бурового оборудования, завезенные немцами из Германии.

Краснодарский нефтекомбинат (правопреемник Майкопского) работал быстро и слаженно – до конца войны были развернуты геофизические и геохимические исследования, восстановлены 8 комплектов бурового оборудования, пробурены 8 глубоких скважин, вскрывшие новые продуктивные залежи, построены 8 промысловых станций и водокачек, 15 нагревательных котлов, компрессорная станция, нефтепровод Хадыжи — Краснодар, узкоколейка Хадыжи — Широкая Балка, а также социальные объекты – около 200 жилых домов для сотрудников промыслов.

В результате в 1944 году было добыто 438 тыс. тонн нефти (20% довоенной добычи), в 1945 году — 753 тыс. тонн (треть довоенного уровня). Отметим, что на довоенный уровень добычи нефти Кубань вышла в 1949 году, добычи газа – в 1952 году.

Город, завод, порт

Что касается Туапсинского НПЗ, то он был остановлен значительно раньше кубанских нефтепромыслов — 26 октября 1941 года. Все оборудование было поделено на две части — установки для первичной перегонки нефти и производства нефтяного кокса отправились в Бугуруслан, Сызрань (Куйбышевская область) и Орск (Оренбургская область), а атмосферные трубчатки, термокрекинг, установки стабилизации бензина и очистки керосина — в Красноводск (Туркмения). Кроме того, были вывезены трубы, электрические кабели, 45 резервуаров общей емкостью более 80 тыс. тонн (в разобранном виде), а также строительные материалы – стальная арматура и огнеупорный кирпич. 

Все эти грузы заняли 780 вагонов; вместе с оборудованием Туапсе покинули около 200 работников завода с семьями. Демонтаж и отправка оборудования заняли 9 месяцев. При этом теплоцентраль НПЗ не была эвакуирована и продолжала снабжать город электроэнергией.

В марте 1942 года начались бомбардировки Туапсе; основными целями были НПЗ, нефтебаза и нефтеналивной порт (крупнейший в СССР). Через полгода немцы пошли на штурм города, а бомбардировки приняли массированный характер. Всего на город были сброшены более 9 тыс. авиабомб различного калибра, разрушивших завод, порт и 80% городского жилого фонда. Но город выстоял; более того, 25 ноября 1942 года Красная армия перешла в контрнаступление, и именно с туапсинского направления началось освобождение Северного Кавказа.

Герои трудового фронта

Семен Апряткин (1911 — 1977) родился в Баку в семье служащих. В 1927 году окончил неполную среднюю школу, в 1930 году — энергетический факультет Бакинского электро-строительного техникума, в 1935 году — Азербайджанский индустриальный институт имени М.А. Азизбекова с квалификацией «горный инженер нефтепромыслового дела». 

После окончания вуза работал в объединении «Азнефть» инженером производственно-технического отдела, начальником отдела капитального строительства, заведующим газовой конторой, главным механиком треста «Кагановичнефть» (промыслы Кара-Чухур и Зых), начальником технического отдела, управляющим трестом «Лениннефть» (промыслы Балаханы, Раманы и Сабунчи). 

С 1940 года – начальник Майкопского нефтекомбината, с сентября 1942 года – управляющий трестом «Калининнефть» (г. Коканд Узбекской ССР), с февраля 1945 года — начальник объединения «Грознефть». С 1957 года — первый заместитель председателя совнархоза Чечено-Ингушской АССР, с 1958 года – секретарь, затем (с 1966 года) — первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС.

Герой Социалистического Труда (1948). Лауреат Сталинской премий (1949; за открытие месторождения Ташкала). Награжден орденом Ленина (четырежды) и медалями.

Яков Лаврентьев (1890 – 1977) родился в селе Голицыно Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне – село Урицкое Лысогорского района Саратовской области) в крестьянской семье. Окончил начальную школу; затем работал учеником слесаря в мастерских и на гвоздильном заводе в Саратове. С 1907 года работал на бакинских нефтепромыслах Балаханы и Сураханы чернорабочим, масленщиком и электрослесарем. В 1913 году призван в армию. Участник Первой мировой войны – воевал на Кавказском фронте в качестве механика авиационной школы. 

В 1918 году был избран председателем Майкопского городского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; затем работал начальником учебных курсов и политработником на железных дорогах в Саратове, Перми и Юзовке (Донецк).

С 1921 года — помощник управляющего, управляющий Биби-Эйбатским промыслом объединения «Азнефть»; в этот период был в длительных служебных командировках в Персии (Иране) и США.

С 1929 года – председатель правления, затем управляющий трестом «Эмбанефть» (Казахская ССР); с 1937 года — управляющий вновь созданным трестом «Актюбнефть».

В мае 1938 года арестован по сфабрикованному обвинению; через полтора года освобожден и вскоре полностью реабилитирован.

С 1940 года – в Майкопском нефтекомбинате: управляющий трестами «Черноморнефть» и затем (с декабря 1941 года) — «Апшероннефть». За время работы на Кубани открыл новые продуктивные залежи на месторождениях Зыбза, Мелиховское, Калужское и Суворово-Черкесское, активно вел строительство жилья и объектов соцкультбыта в станицах Крымская и Кудако-Киевская. 

В августе 1942 года в ходе эвакуации кубанских нефтепромыслов сформировал и возглавил колонну из более 1 тыс. сотрудников треста «Апшероннефть», которые пешком прошли через горы в Сочи для последующей эвакуации в Баку и Гурьев (Атырау).

С сентября 1942 года работал в Наркомате (министерстве) нефтяной промышленности СССР заместителем начальника Главного управления кадров, начальником Главной государственной горнотехнической инспекции, начальником отдела писем, заявлений и жалоб.

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета», медалью «За оборону Кавказа» и другими наградами.

Александр Малунцев (1908 — 1962) родился в Баку. В 1923 году окончил в Тифлисе (Тбилиси) школу-семилетку, в 1927 году – Тифлисский химический техникум, затем работал на Бакинском НПЗ техником-стажером, дежурным инженером, помощником начальника цеха. В 1932 году окончил заочное отделение Азербайджанского нефтяного института, после чего работал старшим, а затем главным инженером Бакинского НПЗ.

С февраля 1943 года — главный инженер, затем директор Краснодарского НПЗ; возглавлял восстановление завода, включая пуск установок первичной переработки нефти (1949-1950) и установку по производству битума (1951).

С 1951 года — начальник главка «Востокнефтепереработка» Министерства нефтяной промышленности СССР, с 1953 года – первый директор первого сибирского НПЗ в Омске; в сентябре 1955 года руководил пуском завода в эксплуатацию. Помимо создания производственных мощностей, организовал строительство крупного рабочего поселка с благоустроенным жильем, школами, больницами, стадионом «Сибирский нефтяник» и вечерним филиалом Московского нефтяного института имени И.М. Губкина.

Награжден орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени (дважды) и медалями.

Григорий Волчек