Норвегия запустила в промышленную эксплуатацию Johan Castberg в Баренцевом море — один из главных проектов нефтегазового сектора страны, направленный на освоение арктических ресурсов и укрепление позиций скандинавского королевства как крупного поставщика энергоносителей в Европу.
Актив, разрабатываемый национальной нефтяной компанией Equinor (50%, оператор) вместе с партнерами Vår Energi (30%) и Petoro (20%), расположен примерно в 100 км к северу от месторождения Snøhvit и в 240 км от побережья Норвегии, представляет собой значительный шаг в развитии нефтяной инфраструктуры в Баренцевом регионе. Johan Castberg включает три месторождения — Skrugard (открыто в 2011 г.), Havis (2012) и Drivis (2014), все разрабатываются в рамках лицензии PL 532. Оценочные извлекаемые запасы составляют от 450 до 650 млн баррелей нефти. Глубина воды в районе реализации проекта достигает 360-390 метров. Первая нефть в рамках проекта официально получена 31 марта 2025 г.
Общая стоимость реализации проекта оценена в 86 млрд норвежских крон (около 8,1 млрд долларов США) к 2024 г. в условиях роста затрат. Согласно планам, проект окупится менее чем за два года после запуска. Проект основан на использовании плавучего судна для добычи, хранения и отгрузки нефти (платформы FPSO), соединенного с обширной подводной системой. Всего на активе планируется пробурить 30 скважин, распределенных между 10 подводными шаблонами и двумя сателлитными структурами.
Ранее планировалось начать добычу на Johan Castberg в четвертом квартале 2024 г., однако из-за погодных условий и задержек в работе старт был перенесен на первый квартал 2025 г. К концу 2024 г. на активе было пробурено 14 скважин, из которых 12 готовы к эксплуатации, что достаточно для выхода на проектное плато добычи в 220 тыс. баррелей в сутки. Ожидается, что Johan Castberg продержится на этом уровне в течение 30 лет.
Разработка проекта рассматривается Equinor как стратегический актив для Норвегии в Баренцевом море. Компания собирается освоить дополнительные ресурсы на соседних месторождениях (порядка 250-550 млн баррелей запасов), которые могут быть подключены к проекту в будущем. Планируется дальнейшая разведка в регионе, а также изучение вариантов расширения экспортных мощностей для газа, что может потребовать строительства нового газопровода.
В 2024 г. в Норвегии извлекали порядка 1,8-2 млн баррелей нефти в сутки, что значительно пика, зафиксированного в начале 2000-х гг. на уровне 3,4 млн баррелей в сутки. Падение связано с естественным истощением зрелых месторождений. Производство газа в стране достигло в 2023 г. рекордного уровня — 124 млрд куб. м. В 2024 г. Норвегия экспортировала рекордные 117,6 млрд куб. газа посредством трубопроводных систем, что укрепило ее позиции в странах ЕС. Экспорт нефти оставался на уровне около 1,8 млн баррелей в сутки, что составляет примерно 2% мирового потребления.
Инвестиции в нефтегазовый сектор Норвегии в 2024 г. достигли рекордного уровня в 256,1 млрд норвежских крон (около 22,9 млрд долларов США), превзойдя предыдущий рекорд, зафиксированный в 2014 г. (224 млрд крон). Рост обусловлен высокими затратами на разработку месторождений, ростом геологоразведочной активности (42 скважины пробурены против 34 в 2023 г.). Инфляцией и ослаблением кроны, что повысило номинальные расходы компаний.
Чистый денежный поток от нефтегазовой деятельности страны в 2024 г. оценивается в 680 млрд крон (около 61 млрд долларов), направленных в Государственный пенсионный фонд страны. Норвегия оставалась ключевым поставщиком газа в Европу, обеспечивая около 25-30% потребностей ЕС. Доля норвежского нефтегаза в ВВП страны составляет около 15%, а в экспорте — около 40–50%, что подчеркивает его важность для экономики. Согласно прогнозам, добыча углеводородного сырья ожидается на стабильном уровне до 2029 г., после чего начнется спад.
Нефтегазовая эра началась в 1969 г. с открытия месторождения Ekofisk в Северном море. С тех пор Норвегия превратилась в крупного игрока на мировом рынке. Добыча осуществляется преимущественно на континентальном шельфе в Северном и Норвежском морях, а в последние годы — и в Баренцевом море. Сегодня страна занимает уникальное положение в контексте энергоперехода: будучи одним из крупнейших мировых экспортеров нефти и газа, она обеспечивает себя электроэнергией за счет возобновляемой энергетики (в основном гидроэнергетики) и является лидером в Европе в области электромобилизации. Норвегия производит около 95–99% своей электроэнергии на ГЭС. Это делает норвежскую энергосистему одной из самых «зеленых» в мире. Страна экспортирует излишки электроэнергии в соседние государства, такие как Швеция, Дания и Великобритания, укрепляя свою роль в региональной энергетической стабильности.
Норвегия активно продвигает электрификацию различных секторов, включая транспорт и промышленность. Например, более половины новых автомобилей, проданных в последние годы, — это электромобили или гибриды. С 2025 г. страна планирует запретить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, что является амбициозным шагом в рамках глобального энергоперехода.
Мария Кутузова