Польский путь к энергетической трансформации сегодня предусматривает титанические усилия страны по сокращению зависимости от российских поставок энергоносителей. Бывшая часть Российской империи традиционно настроена наиболее конфронтационно по отношению к России на любом историческом этапе взаимодействия двух стран. Не так давно Польша также объявила о политике «экономического национализма» в ответ на тарифы США. Однако жесткий европейский политический оппортунизм в его польском варианте оборачивается катастрофой в энергетике.

Так, ветроэнергетика оказалась в центре политических дебатов в преддверии президентских выборов в стране.  В Сейме обсуждается новый законопроект о правилах размещения ветроэнергетических установок. Турбины должны быть установлены на расстоянии не менее 500 м от городских территорий и 1500 метров от природных заповедников. Окончательное решение о строительстве остается за местными общинами. Законодательство предоставит им также право на получение до десяти процентов энергии, производимой на местных ветроустановках. Этому законопроекту противостоят правые партии Prawo i Sprawiedliwość (PiS) и Konfederacja, а польский бизнес выступает за дальнейшую либерализацию ветроэнергетики.

1 января 2025 г. Польша официально приняла председательство в Совете Европейского Союза, что сейчас является одним из важных факторов европейской геополитики. Однако летом страну в этом качестве заменит Дания. Одним из приоритетов польского председательства в Совете ЕС стало продвижение дорожной карты по прекращению импорта российского ископаемого топлива. Польские политики также выступают против возрождения поставок газа из России по газопроводу «Северный поток-2» в Германию. Но Польша уже потерпела неудачу с инициативой по введению эмбарго на импорт российского сжиженного природного газа. Газовые ограничения в отношении России никак не соотносятся с другими целями энергостратегии европейских стран, нацеленных на укрепление устойчивости критической инфраструктуры и доступных цен на энергоносители для повышения конкурентоспособности европейской экономики. 

Как и многие другие европейские государства, Польша пока не смогла представить Европейской комиссии обновленный Национальный план по энергетике и климату. Страна ранее заявила о намерении достичь к 2030 г. 50% производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии, но эту цель сейчас активно оспаривают шахтерские профсоюзы и правые политики. Ростом территорий наземных ветроферм все больше недовольны местные общины, чьи интересы отстаивает последний законопроект.  

На фоне тарифного противостояния со Штатами действующий премьер-министр Польши Дональд Туск объявил «время экономического национализма» и сказал, что страна будет «жестко защищать» собственные интересы. Туск поддержал планы строительства атомной генерации в стране. Польское правительство также намерено реформировать рынок электроэнергии для укрепления ядерной энергетики по сравнению с возобновляемыми источниками энергии, что вызывает неоднозначную реакцию в стране.

Польша получила крупный транш из Фонда восстановления ЕС (6,3 млрд евро), созданного в 2021 г. для помощи государствам-членам в преодолении последствий пандемии COVID-19. Значительную часть этих денег предполагается инвестировать в электросети. Polska Grupa Energetyczna, крупнейшая государственная энергетическая компания в Польше, должна инвестировать около 2,8 млрд евро в распределительные сети. Однако часть средств Фонда восстановления перенаправлена в Фонд безопасности и устойчивости (общей стоимостью 6,95 млрд евро), созданный с целью «сдерживания» предполагаемой угрозы со стороны РФ. В результате перенаправления пострадал энергопереход и «зеленые» фонды для польских городов.

/CLEW/