Нефть из «Царского колодца»
О наличии нефти в Грузии было известно с глубокой древности – в разных районах этой страны встречались выходы нефти на поверхность (всего насчитывалось более 800 природных нефтяных источников). Тем не менее, инвесторы практически не замечали Грузию на ярком фоне «нефтяных бумов» в соседних регионах – на Кубани (Анапа/Майкоп), в Чечне (Грозный) и Азербайджане (Баку).
Тем не менее, на определенном этапе и Грузия получила первоклассных инвесторов мирового уровня – это были знаменитые братья Карл и Вернер Сименсы, создатели огромной электротехнической корпорации Siemens. Часть своих немалых денег они решили вложить в грузинскую нефтянку и в 1869 году пробурили в селе Шираки (Кахетия, юго-восток современной Грузии) три продуктивные скважины, а затем построили в близлежащем селе Дедоплис-Цкаро мини-НПЗ. Увы, серьезного бизнеса из этого предприятия не получилось – скважины были низкодебитными.
Вторую попытку – более успешную — предприняла Советская власть в начале первой пятилетки. Планомерные геологоразведочные работы дали результат – в 1931-1933 годах в Кахетии были открыты нефтепромыслы Патара-Шираки и Мирзаани, а в 1939 году – еще один, причем на другом конце республики – в Супса-Омпарети и Чаладиди (Гурия, недалеко от черноморского побережья).
Кроме того, в Дедоплис-Цкаро («Царский Колодец»), политкорректно переименованном в Цители-Цкаро («Красный колодец») был создан трест «Грузнефть», благодаря чему в 1938 году село получило статус поселка городского типа.
Вскоре в Тбилисском районе (Норио-Марткоби) было открыто еще одно месторождение, а в селе Мирзаани построен мини-завод.
Тем не менее, существенного прорыва не произошло – нефтенасыщенные толщи были слабыми, а дебиты – низкими, в связи с чем объемы добычи не превышали 10 тыс. тонн в год. Можно сказать, что нефтедобыча в Грузии в тот период имела не стратегическое, а местное значение (расцвет грузинской нефтянки случился только через 30 лет, когда в 1974 году в восточной части Кахетии в районе Сартичала – Патардзеули – Сагареджо было открыто крупное месторождение, позволившее резко повысить нефтедобычу в республике – до 3,5 млн тонн в год).
Сильное звено
Принципиально другой «нефтяной статус» был у Грузии в довоенный период в мидстриме и даунстриме.
Исторически (с 1883 года), с запуском сквозного движения по Закавказской железной дороге (Баку – Тифлис – Батуми) черноморский субтропический порт стал важнейшим пунктом перевалки бакинской нефти и нефтепродуктов, в первую очередь, на экспорт. В дополнение к портовому нефтеналивному терминалу Каспийско-Черноморское нефтяное общество, принадлежавшее Ротшильдам, построило в Батуми крупнотоннажный (по тогдашним меркам) НПЗ.
В 1907 году появился проложенный параллельно железной дороге 8-дюймовый трубопровод Баку – Батуми длиной 882 км с 16 перекачивающими станциями (общая мощность прокачки – около 2 млн тонн керосина в год); труба была построена в формате частно-государственного партнерства. Так закавказская логистическая схема приняла законченный вид и стала максимально рентабельной (подробнее – в материале «Баку – Батуми, далее – везде»).
Катаклизмы революции и Гражданской войны и быстрая смена государственных формаций и «контролирующих организаций» в 1917 – 1921 годах (Российская империя – Российская республика – Грузинская Демократическая Республика – английская оккупация – Аджарская автономная республика в составе Грузинской ССР), как ни странно, не очень сильно расстроили прекрасно налаженное нефтяное хозяйство. Так, в марте 1921 года Батуми был захвачен Красной армией, а уже через два месяца по трубопроводу Баку — Батуми возобновилась прокачка керосина. Вслед за этим была приведена в порядок складская и портовая инфраструктура, чему весьма способствовали предусмотренные «Новой экономической политикой» (НЭП) рыночные механизмы.
В 1926 году батумский нефтяной кластер снова получил серьезные иностранные инвестиции — в рамках концессионного процесса рокфеллеровская Standard Oil Company of New York (Socony Vacuum) радикально перестроила Батумский НПЗ имени И.В. Сталина (кстати, в этом названии была логика – в 1902 году активная деятельность молодого революционера Иосифа Джугашвили началась именно на этом заводе). В кратчайшие сроки, всего за полгода, в Батуми был, по сути, построен новый современный нефтеперерабатывающий завод, вся продукция которого направлялась на экспорт (в основном, в Индию, Китай, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Таким образом Батуми, помимо славы колоритного субтропического города-курорта и статуса «самого мокрого места в СССР» (среднегодовой уровень осадков — около 2500 мм), упрочил свой статус крупнейшей нефтяной гавани Советского Союза. В середине 30-х годов Батуми, изобиловавший пышными пальмами, пальму нефтяного первенства передал Туапсе, мощному хабу по переработке всей кавказской нефти – и бакинской, и грозненской, а майкопской. Тем не менее, к началу войны Батуми продолжал играть стратегическое значение в нефтяной отрасли страны (подробнее – в материале «Жемчужина у моря»).
Морской бой
Во время войны Грузия, как и все Закавказье, стала прифронтовым регионом. Особенно проблемным участком стало черноморское побережье и прилегающая акватория. Продвигаясь по прибрежной полосе с северо-запада, в Закавказье рвались немцы, над Черным морем активно действовала немецкая и румынская бомбардировочная и торпедоносная авиация. В мае 1942 года на Черноморском театре военных действий появились итальянские подводные лодки, базировавшиеся в румынской Констанце (правда, их район боевого применения ограничивался Крымом), через полгода – более опасная и «дальнобойная» немецкая подводная флотилия.
Эти обстоятельства, а также потеря Одессы, Крыма и Ростова-на-Дону и частичная оккупация Новороссийска, привели к тому, что перевозки нефти и нефтепродуктов по Черному морю свелись к минимуму и осуществлялись только в каботажном (прибрежном) режиме, а большую часть нефтеперевозок взял на себя и без того предельно (или запредельно) загруженный железнодорожный транспорт. Кроме того, в апреле-мае 1942 года был остановлен и частично демонтирован нефтепровод Баку – Батуми; трубы были отправлены в Поволжье, где были использованы, в основном, для строительства продуктопровода Астрахань — Саратов.
Тем не менее, несмотря на все эти огромные трудности, а также эвакуацию части оборудования в Орск, Батумский НПЗ, продолжал активно работать и производить весь довоенный ассортимент продукции — авиационный бензин Б-70, низкооктановый автомобильный бензин, керосин, судовой мазут и нефтяной кокс, необходимый для цветной металлургии. Более того, после остановки в октябре 1941 года Туапсинского НПЗ, значимость Батумского завода существенно возросла; в дальнейшем на нем была проведена масштабная реконструкция — перевод термического крекинга на риформинг для повышения производства авиатоплива.
Свободное плавание
На втором этапе Великой Отечественной войны Черное море начало освобождаться от вражеского присутствия: в сентябре 1943 года был деблокирован Новороссийск, в апреле-мае 1944 года — освобождены Крым и Одесса. Все это вкупе с эффективными минными заграждениями и активной работой ПВО и противолодочной авиации позволило возобновить масштабные нефтеперевозки. Важной датой в этом контексте стало 25 августа 1944 года, когда советские войска взяли под контроль Констанцу – «осиное гнездо» вражеских подлодок. После этого весь Черноморский бассейн был открыт для свободного мореплавания.
События на фронтах напрямую коррелировали с объемами производства Батумского НПЗ и соответствующего нефтетранзита. В 1942 году завод переработал 0,5 млн тонн нефти, в 1943 — около 1 млн тонн, в 1944 – 1,2 млн тонн, а в 1945 – 1,5 млн тонн, то есть, по сути, восстановил свою довоенную мощность.
Герои трудового фронта

Акакий Мгеладзе (1910 — 1980) родился в селе Мелекедури Озургетского уезда Кутаисской губернии (ныне – в составе региона Гурия, Грузия). В 1930 году окончил школу-девятилетку в Гудауте (Абхазия), после чего работал в комсомольских организациях; в 1935 году возглавил грузинский комсомол. С 1937 года — заведующий молодежным отделом ЦК ВЛКСМ; вскоре был отстранен от должности, находился под домашним арестом, но серьезных репрессий в разгар Большого террора избежал.
С 1938 года — управляющий треста «Грузнефть»; в начале Великой Отечественной войны перевел предприятие на режим военного времени. С октября 1942 года — военный комиссар, затем заместитель начальника управления тыла Закавказского фронта в звании подполковника. С 1943 года — первый секретарь Абхазского обкома и Сухумского горкома Компартии Грузии, с 1951 года — первый секретарь Кутаисского обкома.
С апреля 1952 года — первый секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР (де-факто руководитель республики); по поручению Сталина курировал направленное против Берии «мингрельское дело». После смерти Сталина это сфабрикованное дело было прекращено, а Мгеладзе снят с должности, на которой находился ровно год, исключен из партии и арестован. Через три месяца, после ареста Берия, был освобожден, восстановлен в партии и назначен директором Бебнисского совхоза-питомника (Карельский район), образцово-показательного хозяйства в 100 км от Тбилиси.
С 1973 года — управляющий трестом «Грузплодовощ», управляющий трестом овощно-молочных совхозов, председатель Аграрно-промышленно-торгового объединения Грузии, заместитель министра сельского хозяйства Грузии.
Награжден орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды, «Знак Почета» (дважды) и медалями.

Вкола Абесадзе (1905 — 1975) родился в селе Зеда-Сазано Шопарского уезда Кутаисской губернии (ныне – в составе Тержольского района края Имеретия, Грузия) в крестьянской семье. Окончил начальную школу в Зестафони, гимназию в Батуми, гуманитарный техникум в Зестафони (в 1923 году), горно-химический факультет Тбилисского политехнического института (в 1930 году; специальность – «горный инженер»).
Затем на протяжении 40 лет работал в тресте «Грузнефть»: групповой инженер Мирзаанской нефтеразведки, заместитель директора Мирзаанского нефтепромысла, главный инженер и директор промысла Патара-Шираки, заведующий Мирзаанской нефтеразведкой, главный инженер конторы бурения, главный инженер – заместитель управляющего трестом, директор Ширакского промыслового управления. С октября 1942 года на протяжении более 10 лет трудился управляющим трестом «Грузнефть».
Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Владимир Корсунский (1911 — 1974) родился в Елисаветграде (ныне – город Кропивницкий, Украина) в семье рабочего; рано осиротел, воспитывался в детском доме. Окончил неполную среднюю школу, с 1928 года работал учеником, затем слесарем металлургического предприятия.
В 1931 году окончил рабфак, в 1937 году — технологический факультет Московского нефтяного института имени И.М. Губкина, после чего работал оператором, инженером, старшим инженером цеха и (с 1938 года) главным инженером — заместителем директора Батумского НПЗ. В 1940 году был арестован по обвинению в выпуске «нестандартной партии бензина»; после двухлетнего (!) следствия уголовное дело было прекращено, и Корсунского восстановили на работе и в партии.
С 1943 года — главный инженер Уфимского НПЗ, одного из крупнейших в отрасли. С 1953 года — главный технолог, затем – главный инженер и директор (с 1958 года) строящегося Пермского НПЗ; в этом качестве в ноябре 1958 года ввел огромный завод в эксплуатацию. С 1961 года — заместитель начальника Управления нефтяной промышленности Пермского совнархоза, с 1966 года — вновь директор Пермского НПЗ, с 1969 года – начальник нефтехимического комплекса ПННЗ (производство бутиловых спиртов, этилгексанола, этилбензола, стирола, полистирола, этилена и пропилена).
Лауреат Сталинской премии (1949). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета» и медалями.

Иван Мелик-Пашаев (1906 — 1970) родился в Баку, окончил Азербайджанский нефтяной институт, работал геологом; в предвоенные и военные годы – главный геолог треста «Грузнефть» (под его руководством открыты несколько месторождений в различных районах Грузии). С 1949 года — главный геолог объединения «Туркменнефть», с 1959 года – заведующий лабораторией Азербайджанского НИИ нефти.
Отличник нефтедобывающей промышленности СССР. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. Старший брат известного геолога Врама Мелик-Пашаева.
Григорий Волчек