Основным результатом прошедшей на египетском курорте Шарм-эль-Шейх Конференции Сторон по изменению климата (СОР-27, КС 27) признается учреждение фонда «потерь и ущерба» для помощи слаборазвитым странам в преодолении последствий потепления климата. 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.

Конференция по изменению климата в Шарм-эль-Шейхе проходила в Египте с 6 по 20 ноября 2022 года. В ходе конференции прошли следующие мероприятия:

  • 27-е совещание Конференции Сторон (КС 27);
  • 4-е совещание Конференции Сторон, действующей в качестве Совещания Сторон — Парижского соглашения (ССС 4);
  • 17-е совещание Конференции Сторон, действующей в качестве Совещания Сторон Киотского протокола (СС/СС 17);
  • 57-е совещание Вспомогательного органа по осуществлению (ВОО 57); 
  • 57-е совещание Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам (ВОКНТА 57).

Всего на мероприятии присутствовало 33 449 человек, в том числе 16 118 делегатов от сторон, 13 981 наблюдатель и 3 350 представителей СМИ. В числе наблюдателей насчитали около 600 лоббистов компаний ископаемого топлива (на 25% больше, чем в прошлом году). 

pastedGraphic.png

Делегация России была одной из самых маленьких − 19 человек (на СОР-26 в Глазго было 200 человек).

Численность мероприятий СОР росла с годами следующим образом, красным цветом выделен СОР-27.

pastedGraphic_1.png

Число участников СОР (до СОР-26) было аппроксимировано линейной и квадратичной зависимостями. Квадратичная кривая хорошо предсказала число участников СОР-27 (чуть меньше 30 тыс. при реальных 33 тыс.) 

pastedGraphic_2.png

Для СОР-100 квадратичная зависимость предсказывает 413 тысяч участников.

Участники конференции наслаждались прекрасной теплой погодой во время деловых и не очень вечерних встреч на ресторанных террасах с видом на Красное море. «Большой фестиваль без музыки», назвали СОР-27 очевидцы.

Большинство СОР не уложились в согласованный график работы. Восемь из 10 последних переработали более 24 часов.

pastedGraphic_3.png

СОР-27 закончил работу в воскресенье 20 ноября в 9 утра после пятичасового пленарного заседания, в ходе которого развитым странам пришлось согласиться на ультиматум развивающихся стран и включить в документы мероприятия соглашение о фонде «потерь и ущерба» для компенсации уязвимым странам с низким уровнем дохода негативных последствий потепления климата. То есть Западу предлагается платить за наводнения в Пакистане и засуху в Сомали.

Конференция Сторон представляет собой ежегодную встречу Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК, UNFCCC), где по состоянию на этот год участвуют 198 стран. РКИК ООН была создана на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Первая КС была официально проведена в Германии в 1995 г. установлением «Берлинского мандата».

Таким образом, СОР-27 отпраздновала 30-летний юбилей начала усилий по борьбе с выбросами СО2. За эти годы выбросы от сжигания ископаемого топлива выросли примерно на 65%.

pastedGraphic_4.png

На конференции были приняты два всеобъемлющих решения, которые вместе называются Шарм-эль-Шейхским планом реализации. Вот их некоторые основные моменты:

  • сохранен призыв к постепенному отказу от использования угля и субсидирования неэффективных ископаемых видов топлива, как это принято в Пакте Глазго о климате 2021 года (решения 1/CP26 и 1/CMA.3);
  • призыв сторонам, которые еще не сообщили о новых или обновленных определяемых на национальном уровне вкладах (ОНВ) или долгосрочных стратегиях развития с низким уровнем выбросов парниковых газов (ПГ), сделать это к следующему совещанию;
  • создание программы работы по справедливому переходу для обсуждения путей достижения целей Парижского соглашения;
  • запуск диалога для улучшения понимания сферы применения статьи 2.1(c) Парижского соглашения (обеспечение соответствия финансовых потоков развитию с низким уровнем выбросов парниковых газов, устойчивому к изменению климата) и его взаимодополняемости со статьей 9 Парижского соглашения (климатическое финансирование);
  • настоятельный призыв к развитым странам оказывать расширенную финансовую поддержку, чтобы помочь развивающимся странам как в смягчении последствий, так и в адаптации, и призыв к другим сторонам предоставлять или продолжать оказывать такую поддержку на добровольной основе;
  • призыв к реформе многосторонних банков развития, в том числе в их практике и приоритетах, а также к определению нового видения, операционных моделей, каналов и инструментов, которые подходят для адекватного реагирования на глобальную чрезвычайную климатическую ситуацию.

Среди других ключевых результатов встречи:

  • продвижение к вводу в действие Сети Сантьяго по потерям и ущербу путем принятия ее круга ведения, согласования ее структуры и запуска процесса отбора принимающего ее Секретариата;
  • предоставление оперативных рекомендаций по расширению масштабов сотрудничества в соответствии со статьей 6.2 Парижского соглашения;
  • обеспечение полного функционирования рыночного механизма статьи 6.4;
  • определение модальностей рабочей программы в рамках статьи 6.8 для нерыночных подходов;
  • продолжение технического диалога в рамках Global Stocktake.

На встрече также был проведен саммит, в котором приняли участие более 100 глав государств и правительств.

На протяжении более трех десятилетий развивающиеся страны требовали от богатых промышленно развитых стран компенсации расходов на ураганы, периоды сильной жары и засухи, предположительно связанные с повышением температуры планеты. 

Соединенные Штаты и другие страны заблокировали идею «компенсаций» из опасения, что они могут столкнуться с неограниченной ответственностью за любые природные катастрофы, которые они же сами тридцать лет связывают с выбросами парниковых газов. В принятом на СОР-27 соглашении об убытках и ущербе ясно указывается, что любые платежи не следует рассматривать как «признание ответственности». Сделка предусматривает создание комитета с участием представителей 24 стран, чтобы определить, какую форму должен принять фонд, какие страны и финансовые учреждения должны внести свой вклад и куда должны быть направлены деньги. Эти детали должны быть проработаны в течение следующего года и приняты на СОР-28 в 2023 году. То есть ранее 2024-25 гг. реальные деньги в рамках соглашения уязвимые страны не получат.

Соединенные Штаты и Европейский союз закрепили в соглашении формулировку, которая может расширить базу доноров, включив в нее крупные развивающиеся экономики, такие как Китай и Саудовская Аравия. В настоящее время ООН классифицирует Китай как развивающуюся страну, которая традиционно была освобождена от обязательств по оказанию климатической помощи, хотя сейчас Китай выбрасывает столько же углекислого газа, сколько Соединенные Штаты, ЕС-27, Япония и Индия вместе взятые.

На сегодняшний день ряд европейских стран добровольно обязались выделить более 300 миллионов долларов на покрытие убытков и ущерба, причем большая часть этих денег пойдет на новую программу страхования.

В докладе 55 уязвимых стран подсчитано, что их совокупные потери, связанные с климатом, за последние два десятилетия составили 525 миллиардов долларов, или 20% их коллективного ВВП. Некоторые исследования показывают, что к 2030 году такие потери могут достичь 580 миллиардов долларов в год. Компенсация таких сумм не представляется возможной.

Вместо постепенного отказа от нефти и природного газа, на что не удалось уговорить, в первую очередь, африканцев, египетское соглашение призывает к «рационализации» неэффективных субсидий на ископаемое топливо. Это особенно смешно, учитывая, что этой зимой европейские страны выделяют огромные суммы на энергетические субсидии. По данным брюссельского аналитического центра Bruegel, правительства по всей Европе объявили о 674 миллиардах евро (696 миллиардов долларов) в виде подачек и субсидий, чтобы облегчить бремя резкого роста цен на энергоносители с сентября 2021 года по октябрь 2022 года.

После получения республиканцами большинства в Палате представителей выделение климатических субсидий со стороны США станет проблематичным. Даже при демократическом конгрессе администрация Байдена запросила в прошлом году 2,5 миллиарда долларов на климатическое финансирование зарубежных стран, но получила только 1 миллиард долларов.

Явную неудачу с СО2 адепты AGW компенсировали атакой на метан. Более 150 стран подписали обязательство, озвученное в прошлом году на COP26 в Глазго, о сокращении выбросов метана на 30 процентов к 2030 году. Китай к соглашению не присоединился. Зато президент Байден выступал за «безжалостную» атаку на выбросы метана в Соединенных Штатах, нацеленную на американских производителей нефти и газа. 

Африканцы начали открыто говорить о лицемерии Запада. На СОР-26 западные страны договорились прекратить зарубежные инвестиции в проекты ископаемого топлива. На конференции 27 европейских делегатов обратились к Уганде с призывом отложить строительство нефтепровода, который его страна строит с Танзанией для экспорта своей нефти (Уганда не имеет выхода к морю). Президент Уганды Йовери Мусевени по этому поводу написал: «Европа договорилась с США и Канадой не финансировать проекты по использованию ископаемого топлива в Африке. Однако новые западные инвестиции в африканские ископаемые виды топлива возможны, но они доступны только для нефтяных и газовых ресурсов, которые будут по трубопроводу отправлены в Европу… Европейский союз призывает отложить разработку нефтепровода, который Уганда строит вместе с Танзанией, ссылаясь на нарушение прав человека и разрушение климата… Мы стремимся покончить с наглыми двойными стандартами, а также отменить мораторий на инвестиции в ископаемое топливо для самой Африки, чтобы мы могли удовлетворить потребности нашего собственного народа».

Сегодняшнее значение концентрации СО2 418 ppm много меньше оптимального для растений, поэтому в атмосферу теплиц специально добавляют СО2. 

Благодаря росту концентрации СО2 даже стволы деревьев в США стали толще за последние 20 лет. 

pastedGraphic_5.png

Остается только радоваться бесплодности усилий по борьбе с СО2.