Что послужило причиной падения цен на главный сырьевой товар электромобилизации?
Согласно данным исследовательской компании Rho Motion, в первом полугодии 2024 г. было продано на 20% больше пассажирских и легких коммерческих электромобилей, общее число продаж достигло рекордных 7 млн машин. Однако в средствах массовой информации ситуацию с электрокарами в мире описывают как «замедление спроса» на электромобили на ключевых рынках, прежде всего, упоминая европейский. Разворачивающийся в Европе электромобильный кризис связан с крупнейшим автомобильным рынком Германии, где в конце 2023 г. были отменены государственные субсидии на покупку электромобилей.
Помимо отмены господдержки и введения ограничений в адрес китайских поставок электрокаров в ЕС и США (для поддержания европейских и американских автопроизводителей) среди главных проблем, стоящих на пути электромобилизации, называют отсутствие достаточной инфраструктуры для зарядки электромобилей, проблемы с запасом хода, расходы на страховку и затраты на весь срок службы электрокаров. Все эти факторы, определяющие темпы электромобилизации, привели к давлению на рынок сырья в этом сегменте. Однако этот список далеко неисчерпывающий.
Несколько стран по всему миру вкладывают значительные средства в добычу лития для поддержки производства аккумуляторов для электромобилей и накопителей электроэнергии. Стратегии электромобилизации, принятые в крупнейших экономиках мира, подстегнули реализацию огромного числа проектов по добыче лития. Среди ведущих регионов производства лития эксперты отмечают Австралию, Китай, Чили, Аргентину, Бразилию, Зимбабве, Соединенные Штаты и Португалию. Это также стимулировало активную разведку, поскольку компании стремятся укрепить цепочки поставок за счет производства лития в регионах их присутствия.
В результате фундаментальных проблем с электромобилизацией и кризисом перепроизводства мировые цены на необходимый для производства аккумуляторов литий (карбонат лития и гидроксид лития) упали ниже 10 тыс. долларов за тонну. Тогда как в конце 2022 г. его стоимость достигала 80 тыс. долларов за тонну. Низкие цены и избыточное предложение привели к закрытию шахт в Австралии, на которую в прошлом году пришлась 52% доля в глобальном производстве лития. По информации OilPrice, уже три австралийских литиевых завода остановили работу.
Одна из главных новостей мирового рынка лития – курс на сырьевую автономию, взятый в Соединенных Штатах. В частности, Арканзас быстро становится крупным зарождающимся литиевым центром. Компании ExxonMobil, Albemarle и Standard Lithium сообщили о заинтересованности в освоении значительных месторождений лития в штате. Недавние открытия крупных месторождений лития в Неваде и Калифорнии также могут укрепить с точки зрения ресурсной обеспеченности электромобильные планы США.
В сентябре прошлого года группа ученых, финансируемых Lithium Americas Corporation, сообщила, что в кальдере Макдермитт, вулканическом кратере на границе Невады и Орегона, находится от 20 до 40 млн метрических тонн залежей лития, что почти вдвое превышает запасы в Боливии (один из лидеров ресурсной гонки). В декабре прошлого года министерство энергетики США подтвердило обнаружение крупного месторождение лития в Калифорнии, ресурсов которого будет достаточно для производства более чем 375 млн аккумуляторов для электромобилей.
В ноябре прошлого года ExxonMobil рассказала о проекте добычи лития в Соединенных Штатах в 2027 г. Компания освоит литиевые залежи в Арканзасе, используя традиционные методы бурения нефтяных и газовых скважин для доступа к резервуарам с сырьем. Exxon инициировала сотрудничество с Tetra Technologies в этом бизнесе под торговой маркой Mobil Lithium. В ноябре прошлого года крупнейшая американская нефтяная компания объявила о начале бурения первой литиевой скважины в Арканзасе, а в августе этого года Exxon завершила этап оценочного бурения в рамках плана по извлечению лития из соленого рассола в формации Смаковер (Smackover) в юго-западной части штата. Компания пробурила 8 скважин и извлекла внушительные объемы керна.
Одни из самых сильных в мире геологи углеводородной ExxonMobil, попробуют силы в оценке ресурсов лития. «Мы используем собранную информацию для уточнения нашего плана по извлечению лития из соляных пластов из глубоких формаций под землей. Наш процесс – аналогичный традиционному бурению нефтяных и газовых скважин – будет иметь гораздо меньший экологический след, чем то, как сегодня производится большая часть лития (добыча твердых пород)», – рассказал Дэн Амман, президент ExxonMobil по низкоуглеродным решениям.
Exxon работает с местными и государственными чиновниками, чтобы обеспечить масштабирование литиевой промышленности в штате, и стремится стать ведущим поставщиком лития к 2030 г., начав добычу на формации Смаковер в 2027 г. Поставки лития от нефтяников должны обеспечить сырьем производство аккумуляторов для более чем 1 млн электромобилей в год. Согласно предварительным оценкам, запасов этой формации в Арканзасе должно хватить на 50 млн электромобилей. Ранее компания Standard Lithium, пробурившая скважину через границу штата с Техасом, объявила об открытии самых высоких концентраций лития в Северной Америке в скважине на формации Смаковер.
Albemarle, один из глобальных лидеров литиевой гонки, займется расширением производства лития в Северной Каролине. В текущем году компания объявила о планах возобновить работу на руднике Kings Mountain в этом штате к концу 2026 г., получив финансирование от министерства энергетики США в размере 150 млн долларов США. Однако компания столкнулась с негативной реакцией со стороны экологов и коренных народов, пытающихся заблокировать разработку Kings Mountain, что привело к задержкам. Albemarle стремится расширить производство лития в США. В настоящее время компания управляет рудником Silver Peak в Неваде, первым рудником по производству лития в Северной Америке.
В марте этого года Министерство энергетики США объявило о финансировании до 2,26 млрд долларов США в рамках кредитной программы Advanced Technology Vehicles Manufacturing для строительства литиевого проекта Thacker Pass в Неваде. Согласно планам, рудник будет введен в эксплуатацию в конце этого десятилетия и будет поставлять литий компании General Motors. Lithium Americas будет добывать около 40 тыс. метрических тонн карбоната лития в год на Thacker Pass. Этот литиевый проект нацелен на поставки аккумуляторов для 800 тыс. электромобилей в год. Но и это не предел, в планах поставки лития до 80 тыс. т в год. GM дополнительно инвестировала в проект 650 млн долларов.
Еще одним перспективным направлением в литиевой гонке остается переработка. American Battery Technology Company, Applied Materials и Cirba Solutions совместно получили 2,8 млрд долларов США от министерства энергетики США на 21 новое, модернизированное и расширенное предприятие по переработке лития и переработке аккумуляторов в коммерческих масштабах.
Нина Маркова