Недавняя новость о том, что топливо, в том числе бензин и дизель, на Острове свободы вырастет на 500%, повергла кубинцев в шок. Еще бы: топливо и так себе могли позволить лишь немногие, а тут оно станет просто предметом роскоши, а также утянет за собой цены на другие услуги и продукты. При этом сами кубинцы за многие годы привыкли приспосабливаться к любой ситуации, а кто не привык – уехал в другие страны. Тем не менее, кубинский топливный кризис грозит стать одним из главных в мире в текущем году. Институт развития технологий ТЭК рассуждает, почему так случилось и что делать.
До начала вооруженного конфликта в Украине и ужесточения санкций против нефтегазового сектора Венесуэлы кубинский топливный сектор чувствовал себя относительно сбалансированно. Друзья помогали, концы с концами сводить как-то удавалось. Но потом случилось то, что случилось, что немедленно отразилось на кубинской экономике, которая в прошлом году сократилась на 2%, а инфляция достигла 30%. В апреле 2023 года Диас-Канель объяснил топливный кризис невыполнением своих обязательств странами, поставляющими нефть на остров. То есть виноваты во всем, как всегда, внешние факторы.
Кубинские власти решили действовать. Был разработан ряд мер, которые, как заявил президент Диас-Канель, будут стимулировать экономику и укрепят Революцию и Социализм. «В какой стране мира вы можете купить девять литров бензина за один доллар?» — вопрошал премьер-министр Мануэль Марреро Крус. Власти упирают на то, что на Кубе было самое дешевое топливо в мире, и якобы все кубинцы согласны, что цены на него надо поднять. В это верится с трудом. Зато есть уверенность, что бедные станут беднее, а богатые – богаче, как считают сами местные жители.
Повышение цен на топливо неминуемо потянет за собой цены на транспортные услуги и, соответственно, на все продукты, которых и так нельзя сказать, что на Острове свободы в изобилии. Министр транспорта Кубы Эдуардо Родригес Давила и заместитель министра финансов Лурдес Родригес Руис уже сообщили о росте цен на перевозки до 700% на поезда и до 300% на билеты на самолет и межобластные автобусы.
На самом деле, как не могли обычные кубинцы себе позволить автотранспорт, так и будут продолжать его себе не позволять. С 1 февраля литр обычного бензина подорожает с 25 кубинских песо (20 центов) до 132 песо (1,10 доллара). Про соответствующий рост зарплат речи пока не идет.
С новыми ценами на бензин даже пользователи мотоциклов будут отдавать только на заправках половину своей зарплаты.
Зато можно попробовать заработать на иностранцах, в чем и заключается главная идея кубинской власти. Как на зарубежных компаниях и их сотрудниках, так и на туристах, для которых будут организованы специальные заправки, целых 28 штук по всей стране. Власти говорят, что заработанные на туристах деньги будут потрачены на закупку топлива для населения, которое давно уже стоит в длинных очередях за бензином. Но в то, что все деньги пойдут на эти цели и не осядут в чьих-то карманах, обычные кубинцы не верят. Плавали – знаем, как говорится.
Экономисты уже сейчас уверены, что эти меры ударят по обычным гражданам. Ударит по частному транспорту, также правительство уже предупредило о повышении стоимости общественного транспорта. При этом в последние годы на Кубе росло потребление бензина, хоть и медленно. В 2021 году было импортировано 246 000 тонн, а в 2022 году эта цифра выросла до 335 000. Но, как мы уже говорили, случилось то, что случилось. И разовые «подачки» от Москвы, которая в 2022 году отправила на остров 500 тысяч тонн нефти, кардинально ситуацию исправить не в состоянии. Россия находится в том положении, когда не до широких жестов, надо зарабатывать деньги.
К тому же у Гаваны элементарно нет денег, сахаром и сигарами с ромом за нефть не расплатишься. Тем временем, Диас-Канель уже заверил население, что эти меры «не повлияют на кубинский народ». Народ же ожидает рост не только на топливо, но и на электричество, который вырастет на 25%. Оправится ли от этого население, узнаем совсем скоро.
Михаил Вакилян
Зарубежный корреспондент ИРТТЭК