Этой зимой в Испании проблем с газом не ожидается. К тому же это единственная европейская держава, сократившая счета за электроэнергию в октябре. Газовый оператор Enagas и вовсе считает, что топлива в Испании будет столько, что можно будет отправлять в другие страны, сильнее пострадавшие от энергетического кризиса. 

Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) рассказывает, как испанцы адаптируются к новым условиям глобального газового рынка и почему у них это получается.

15 июня в Испании был введен потолок цен на газ. Механизм установил потолок в 40 евро/МВтч на расходы по закупке газа, а электростанции получили компенсацию. Мера быстро принесла результат: испанцы за три месяца на счетах за электроэнергию сэкономили 5 660 миллионов евро, как показало исследование компании Mibgas. Остальные страны Европы потребовали изучить испанский опыт на вариант применения в других странах. 

Однако, испанцы не остановились и удивили энергетический мир еще раз, предложив Европе в разгар кризиса создать «зеленый энергетический коридор». Раздираемая перераспределением энергетических потоков Европа согласилась.

От MidCat к BarMar

Испания давно пытается стать европейским лидером в плане развития газовой энергетики. Например, несколько лет назад она продвигала  проект MidCAT, который мог стать настоящим событием. Но MidCAT так и не случился. Была против Франция, которая утверждала, что это дорого и экологически неустойчиво. Газопровод должен был помочь расширить поставки газа из Алжира, а мощность его должна была составить 7 млрд кубометров. В разное время разговоры о возобновлении работы над проектом звучали опять, в частности под давлением Евросоюза. Испания приводила доводы, что трубопровод можно использовать также и для транспортировки зеленого водорода. Но Франция оставалась непреклонной и говорила, что ей интереснее импортировать не водород, а сразу электричество. И уговорить ее не удалось.

Но неожиданно под влиянием событий 2022 года и конфликта на Украине в Западной Европе появился новый план с участием Испании. Речь о новом трубопроводе, который не будет называться газопроводом, а будет величаться «зеленым энергетическим коридором». Он также пойдет через Францию. «Зеленый коридор» длиной около 300 километров протянется под водой между Барселоной и Марселем (отсюда его название BarMar) для транспортировки газа и водорода.

В этот раз президент Франции Эммануэль Макрон не сопротивлялся и идею поддержал. Наверное, потому что, как утверждают испанцы, наибольший финансовый груз реализации проекта ляжет ляжет на европейские фонды. Но детали еще предстоит обсудить. В начале декабря в испанском городе Аликанте пройдет саммит Евромед, на котором представители Испании, Франции и Португалии обсудят проект. Пока же, например, известно, что строительство займет 4-5 лет. Хотя скептики утверждают, что до того момента, как он сможет транспортировать водород в больших масштабах, может пройти более десяти лет.

BarMar призван заменить проект, который должен был связать Барселону и Ливорно в Италии. Вместо этого Испания рассматривает возможность создания нового морского сообщения между этими городами для транспортировки сжиженного природного газа.

Как мы уже отметили, большую роль в том, что «зеленый коридор» всерьез рассматривается, сыграло желание европейцев любыми способами уйти от российского газа. За последние два десятилетия Европа все больше увеличивала свою зависимость от иностранного газа и, особенно, от российского. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в прошлом году ЕС купил у России 155 млрд кубометров, то есть 45% от всего импорта газа. Зависимость была особенно серьезной, учитывая, что примерно половина домов из 448 миллионов жителей Европейского Союза используют газовое отопление.

Что касается самой Испании, у нее на данный момент проблем куда меньше, чем у остальной Европы. Например, у нее есть заводы по регазификации, которые обеспечивают ее энергетическую независимость уже сейчас. Дело в том, что данные данные заводы позволяют импортировать сжиженный природный газ (СПГ) танкерами из любой точки мира, не завися полностью, как немцы, от трубопроводных поставок. Иными словами, испанцы предпочли не класть яйца в одну корзину. И правильно сделали, как показал 2022 год.

Конфликт с Алжиром как плюс

Конечно, в поиске идеального энергетического баланса приходится лавировать и между политическими интересами. Но эксперты сходятся во мнении, что постоянные недопонимания в взаимоотношениях с Алжиром для Испании только плюс. Пока Германия доверяла России, Испания не доверяла Алжиру, и от этого только выиграла.

Испанцы рады бы перегонять больше газа во Францию, но недостаточная мощность существующих газопроводов между Пиренеями и прочей Европой это сделать не позволяет. На данный момент во Францию идут всего две трубы, из Гипускоа и Наварры, по которым перегоняется 8 млрд кубометров в год. Это 2% от всего европейского спроса в 2021 году. Ничтожно мало. 

Что касается Алжира, то он совершенно не вовремя увяз в конфликте с Марокко и может упустить открывшиеся после начала войны на Украине возможности. Дело в том, что в прошлом году алжирцы поддержали Фронт Полисарио, военно-политическую организацию, выступающую за независимость Западной Сахары от Марокко. Марокканцы остались недовольны и перекрыли трубопровод «Магриб-Европа», который шел через их территорию. В данный момент между Испанией и Алжиром существует только прямой газопровод «Медгаз» с максимальной пропускной способностью 10,5 млрд кубометров в год.

В результате Алжир, который всегда был уверенным лидером по импорту газа в Испанию, свои позиции утратил. Зато усилили свои позиции, конечно же, США, с радостью поставляющие сжиженный природный газ на Пиренеи.

В общем, регазификация, алжирский газ и небольшая зависимость от российского газа – те самые три кита, на которых испанское общество надеется «выплыть» к весне. Вопрос только в том, в каком состоянии. Но вряд ли в худшем, чем другие европейские страны.

Михаил Вакилян
Зарубежный корреспондент ИРТТЭК