Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Чили
Под знаком Козерога
Город Антофагаста расположен на севере страны, на тропике Козерога; административный центр одноименной области, население — 400 тыс. жителей. Город находится в пустыне Атакама, одном из самых засушливых мест в мире. Соответственно, среднегодовые осадки здесь составляют меньше 4 мм (отмечен период, когда в течение 40 лет в Атакаме ни разу не было дождя).
Город был основан в 1868 году; первоначально назывался Пеньяс-Бланкас («белые скалы») и входил в состав Боливии. В 1872 году англичане построили здесь порт, предназначенный для отгрузки селитры. 1 февраля 1879 года боливийское правительство аннулировало ранее выданные чилийским промышленникам концессии на добычу селитры; это стало поводом для начала Второй Тихоокеанской войны. Через две недели Антофагаста была занята чилийскими войсками; по результатам войны эта территория отошла к Чили, что позднее, в 1904 году, было закреплено в межгосударственном договоре.
В 1991 и 1995 годах в Антофагасте произошли сильные землетрясения.
Современный порт в Антофагасте был открыт в 1943 году. В настоящее время местная гавань состоит из двух доковых бассейнов и 7 причалов; основные грузы — медная руда и медный концентрат, горно-шахтное оборудование, нефтепродукты, химикаты (аммиак), рыба, контейнеры. Есть пассажирский терминал. Глубина причалов – от 9 до 18 м, якорных стоянок – от 20 до 27 м. В состав гавани также входят портопункты Мехильонес (специализируется на угле), Кобиха, Талтал (глубоководный, специализируется на нефтепродуктах, оборудован выносным причальным устройством), а также Серро-Колозо, принадлежащий чилийскому горнорудному гиганту Escondida. Годовой грузооборот – 15 млн тонн.
День флота
Город Икике, расположенный на севере Чили, основан в XVI веке конкистадорами; сначала, как и вся северная провинция Тарапака, входил в состав Перу, потом – Боливии, а по итогам Второй Тихоокеанской войны перешел к Чили. Победа над перуанцами в морском сражении в бухте Икике 21 мая 1979 года стала поводом для нового национального праздника Чили – Дня военно-морского флота.
В 1868 году (а также в 1877, 2005 и 2014 годах) в Икике, расположенном на тектоническом разломе, произошли разрушительные землетрясения. В 1907 году выступление рабочих, добывавших селитру на огромных рудниках недалеко от города, закончилось кровавой бойней — гибелью 2 тыс. человек.
В настоящее время население Икике составляет 200 тыс. человек.
Гавань Икике, расположенная между полуостровом Серрано и мысом Пунта-Негра, состоит из пяти портовых районов для сухих грузов и двух выносных нефтеналивных терминалов, а также рыболовецкого и пассажирского причалов. Основные грузы – машины, оборудование, нефтепродукты, бумага, медный концентрат, металлоизделия, рыба, рыбная мука, морепродукты, растительное масло, контейнеры, генеральные грузы. В состав гавани административно входит глубоководный портопункт Патильос-Коув глубиной до 14,5 м. Максимальная длина принимаемых судов – 250 м, дедвейт – 100 тыс. тонн. Годовой грузооборот – 10 млн тонн.
Железо и шерсть
Уаско – поселок с 15-тысячным населением на севере Чили, в пустыни Атакама; известен как популярное место туризма. Главный хозяйствующий субъект Уаско – порт, расположенный в устье реки Гуакольда; в акватории гавани расположены острова Лос-Пуэнтес и Алькатрас.
Порт Уаско построен в 1850 году; с тех пор он несколько раз реконструировался и расширялся. В настоящее время в гавани работают два терминала – импортный и экспортный, где осуществляется перевалка медной руды, медных и железных окатышей, нефтепродуктов, угля, а также шерсти альпаки; имеется пассажирский причал, осуществляется бункеровка флотским мазутом и дизельным топливом. Глубина причалов – от 13 до 15 м, якорных стоянок – до 23 м; максимальные размеры обрабатываемых судов: длина – 315 м, ширина – 55 м, дедвейт – 275 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 5 млн тонн.
Именем корабля
Чакабуко – порт в центре страны, в устье Айсен-фьорда. Свое название гавань получила по имени знаменитого исследовательского корвета, в свою очередь, названного в честь исторической битвы при Чакабуко, ключевого события войны за независимость Чили, состоявшегося 12 февраля 1817 года.
В 1991 году, после извержения вулкана Хадсон, из-за обильного выброса вулканического пепла и эрозии почвы порт был перенесен на новое место. Гавань обеспечивает базирование рыболовецкого флота и рыбопереработку, бункеровку, а также обслуживание регулярных паромных маршрутов и круизных лайнеров. В состав гавани также входит портопункт Пуэрто-Монтт. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина – 210 м, осадка — 11 м, дедвейт — 65 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 5 млн тонн.
Место чистой воды
Кокимбо – город в центре страны; население – 250 тыс. человек. Впервые упоминается в документах в 1553 году. До середины XIX века Кокимбо (на языке местных индейцев название означает «место чистой воды») был небольшой рыбацкой деревней, однако затем была построена железная дорога, соединившая месторождения золота и меди с побережьем, а также построены медеплавильные заводы, и поселок стал быстро развиваться. Статус города Кокимбо получил в 1879 году.
Гавань Кокимбо расположена на берегу одноименного залива; имеет два доковых бассейна глубиной от 9 до 11 м. Основные грузы – медная руда и медный концентрат, цемент, удобрения, химикаты, нефтепродукты, рыба, сельхозпродукция (фрукты, пшеница, кукуруза, сахар), машины и оборудование, контейнеры. Есть пассажирский терминал и причал для стоянки военно-морских судов. Максимальный размер обслуживаемых кораблей: длина – 200 м, дедвейт – 65 тыс. тонн. Годовой грузооборот – 3 млн тонн.
Медь и селитра
Токопилья – небольшой (население – 30 тыс. человек) город на севере страны, между Икике и Антофагастой. Специализация Токопильи — добыча меди на руднике Чукикамата и селитры на месторождениях Мария-Элена и Эль-Токо, а также рыбный промысел.
Самый известный уроженец города – воспитанник местного футбольного клуба Auraco Алексис Санчес, лучший бомбардир в истории Чили, двукратный обладатель Кубка Америки. Санчес долго играл в топовых европейских клубах; сейчас он ключевой игрок знаменитого миланского Internazionale.
Гавань Токопильи, расположенная между мысами Альгодоналес и Ана, основана в 1880 году, современные очертания приняла в 1959 году, реконструирована в 2014 году. Основные грузы – катодная медь, селитра, серная кислота, рыба, рыбная мука, нефтепродукты, уголь, контейнеры. Глубина причалов – 11 – 12 м, якорных стоянок — 14 – 15 м, выносных нефтеналивных устройств – 18,5 — 20 м. Максимальные габариты обслуживаемых судов: длина — 230 м, осадка – 14 м, дедвейт – 80 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 3 млн тонн.
Великое землетрясение
Вальдивия — административный центр области Лос-Риос, расположенной в центре страны; население — 150 тыс. человек. Город основан в 1552 году конкистадором Педро де Вальдивия, первым губернатором Чили. Через город протекают три реки — Кау-Кау, Крусес и Вальдивия.
22 мая 1960 года города стал эпицентром самого мощного в мировой истории землетрясения — Великого Чилийского землетрясения магнитудой 9,5 баллов. Огромные волны возникшего цунами разошлись на 10 тыс. км от эпицентра, нанеся значительный ущерб Гавайям и Калифорнии (США), Филиппинам и Японии. Главный удар и серия повторных толчков-афтершоков унесли жизни более 5,7 тыс. чилийцев и лишили крова около 100 тыс. человек на большой территории вплоть до Огненной Земли; было уничтожено около 20% промышленного потенциала Чили. Города Вальдивия, Консепсьон, Осорно, Пуэрто-Монтт и Пуэрто-Сааведра, а также рыбацкие поселки Аноуд, Лебу и Квелин были почти полностью разрушены.
Порт Вальдивии – речной: он находится на одноименной реке в 20 км от ее устья. Основной портовый район – Лас-Мулатас – обрабатывает пиломатериалы, щепу, рыбу, нефтепродукты, контейнеры и генеральные грузы. Есть причалы для рыболовецких кораблей, а также туристических судов и паромов, совершающих регулярные маршруты на пляжи Пунукапа, Ниебла и острова Мансера. К порту примыкает крупная верфь Asenav. В состав гавани административно входит портопункт Пуэрто-Корраль. Диапазон глубин – от 4,5 до 12 м, максимальные размеры обслуживаемых судов: длина – 230 м, дедвейт – 70 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 2 млн тонн.
Григорий Волчек