Крупнейшие автоконцерны Соединенных Штатов корректируют инвестиционные стратегии. 

Электромобильное подразделение Ford Model E потеряло во втором квартале текущего года 1,1 млрд долларов. Выручка снизилась до 1,3 млрд долларов, а объемы продаж в этот период сократились на 23%. Коррекция после электромобильного бума, наблюдавшегося в Соединенных Штатах в 2022-2023 гг., продолжает определять тенденции электромобилизации в стране. Компания заявила о продолжающемся ценовом давлении и значительных инвестициях, направляемых автоконцерном в электромобили следующего поколения.

В первой половине 2024 г. убытки Ford в сегменте производства электромобилей достигли 2,5 млрд долларов. Высокие потери связаны с меньшими объемами выпуска электрокаров, «ценовым давлением в масштабах всей отрасли» и инвестиционной стратегией концерна в области электромобилей. Запуск нового направления в развитии американского автоконцерна потребовал привлечения значительных денежных средств. В то время как потребительские настроения оказались нестабильными на фоне столкновения с жесткой реальностью еще недостаточного развития инфраструктуры зарядки электромобилей. Тогда как Ford Blue, подразделение компании по производству машин с двигателем внутреннего сгорания, продемонстрировало рост объемов выпуска и выручки, на 3% и 7% соответственно.

В перспективе Ford сфокусируется на меньших по размеру и более прибыльных электромобилях. Основными конкурентами автоконцерна в этом сегменте являются Tesla и недорогие конкуренты из Китая. Ближе к концу десятилетия Ford планирует представить обновленные грузовики сверхпопулярного Super Duty, среди которых появиться электрифицированная модель, гибридный грузовик, сочетающий в себе мощный двигатель внутреннего сгорания с электродвигателем. К моделям Super Duty относятся модели F-250 и F-350, которые часто продаются по цене от 70 тыс. долларов и обычно используются в качестве рабочих грузовиков в строительстве, лесном хозяйстве, горнодобывающей промышленности и других отраслях. Генеральный директор Ford Джим Фарли сказал, что коммерческие клиенты обычно внедряют новые технологии, в том числе и электромобили, раньше частных лиц.

На долю машин с ДВС приходится большая часть продаж новых автомобилей и значительная доля корпоративных прибылей крупнейших автоконцернов США. После пандемии вокруг электромобилей наблюдался ажиотаж, простимулированный так называемым климатическим (в том виде, в котором он вышел) законодательством администрации Байдена, но коррекция на рынке с еще неразвитой инфраструктурой была неизбежна. В результате Ford и General Motors замедляют инвестиции в электромобили и удваивают инвестиции в более прибыльные бензиновые автомобили и грузовики. Государственное регулирование, основанное на лоббизме узких интересов определенных компаний, еще раз показало себя на практике, ударив по прибыли продвигаемых политиками концернов и трендах электромобилизации страны в целом.

Нерешительность автомобильных компаний в отношении электромобилей возникла в политически опасный момент для отрасли, отмечают американские СМИ. Поскольку прогнозируемое возвращение к власти президента Дональда Трампа может изменить ситуацию с продвижением электрокаров в стране. Но и до поворотного момента в президентской гонке в США Ford и General Motors не справлялись с ранее заявленными ажиотажными планами на электромобили, откладывали выпуск некоторых новых моделей и развитие мощностей по производству аккумуляторов. Аналитики упрекают руководство автоконцернов в том, что они знали о возможных потерях в сегменте электромобилей. Тем не менее, согласно даже корректируемым планам, уже в ближайшие годы Ford сможет производить более миллиона электромобилей в год. Во втором квартале 2024 г. автоконцерн остался на втором месте самых продаваемых электромобилей в США после Tesla. С почти 23 957 проданными электромобилями во втором квартале Ford превзошел своего конкурента GM, который продал 21 930 электрических моделей. 

В General Motors жалуются на медленный рост продаж электромобилей, чем ожидалось. В Tesla корректируют планы, не надеясь на рост продаж на 50% (!) в год; глобальные продажи упали на 6,6% за первые шесть месяцев года. Компания замедлила планы по строительству завода по производству электромобилей в Мексике и отменила встречу между генеральным директором Илоном Маском и премьер-министром Индии Нарендрой Моди для обсуждения нового завода в этой стране, хотя этому вряд ли можно найти оправдание кроме реализации других проектов предпринимателя. Индийский рынок – это будущее Tesla, как производителя уникальных дорогостоящих электрокаров и способного предложить недорогие модели, не говоря об огромном потенциале систем хранения энергии и солнечных панелей на электроэнергетическом рынке страны.  

Руководители американской автомобильной отрасли заявили, что программное обеспечение и услуги по подписке станут ключевыми драйверами прибыли для традиционных автогигантов. Будущее автопрома в США за приложениями с услугами как для автовладельцев, так и для потребителей транспортных услуг. Пока китайские конкуренты превосходят автоконцерны в США в подходе к разработке программного обеспечения и услуг, которые привлекают клиентов. В Ford утверждают о превосходстве Китая в потребительском опыте в цифровом формате. Ford Pro, ее коммерческое и программное подразделения, оставалась основным драйвером роста автоконцерна, выручка которого выросла на 9%, до 17 млрд долларов. Количество подписок на программное обеспечение Ford Pro за квартал выросло на 35%. 

Мария Кутузова