Рекордные цифры топливно-сырьевого партнерства Москвы и Пекина стали лучшим фоном для торгово-экономического раздела в повестке дня визита Владимира Путина в КНР

200 млрд долл — через столь важный рубеж перевалил в нынешнем году российско-китайский товарооборот. Хотя до новогодних праздников (по любому, особенно восточному, календарю) пока еще далеко, но говорить об этом — самое время. Как отмечал президент РФ в беседе с председателем Си Цзиньпином, высокая цифра достигнута глубоко заинтересованными в тесном взаимодействии соседями уже сейчас — к середине осени. 

Какую «соломинку» удалось-таки найти оппонентам?

Одна из ключевых областей в этих отношениях — «энергетическое сотрудничество, которое становится все более активным», — отметил российский гость. Прозвучало это не только на переговорах, но и в обращении президента к российско-китайскому форуму по ТЭК в Пекине.

Эта оценка, поддержанная принимающей стороной, стала как бы аккордом двухдневного марафона. Высказана она была вопреки западным обвинениям в том, что Москва и Пекин целиком-де сосредоточены на… сколачивании военно-политического союза! Дезавуировать ложную версию пришлось в России в канун президентского визита. И поделом, ибо в действительности выдвинута в центр диалога одна из самых благородных и безукоризненно-мирных целей любого интеграционного процесса. Суть ее в том, чтобы дать импульс социально-экономических потенциалов от Балтики до Приморья. 

Но, конечно, было бы ошибкой рассчитывать на однозначно-позитивное освещение этих реалий оттуда, где искажены тесные узы между «закрытым от современности Кремлем и средневековым кварталом Закрытого города в столице Поднебесной». Они интерпретируются как архаично-закулисный торг между «ведущими автократическими режимами на Земле». На фоне успешного перемещения титанических «стволов» российско-китайского сотрудничества недруги ищут малейшие барьеры и, так сказать, соломинки. 

На сей раз западные СМИ назвали главной брешью в российско-китайском взаимодействии по ТЭК незавершенность переговорного процесса по задаче совместной прокладки очередного газопровода через рубежи РФ, Монголии и КНР — «Силы Сибири-2». Да, окончательное соглашение пока не заключено. Но, как сказал Путин монгольскому коллеге, работа продвигается в хорошем темпе. А тем временем действующая «Сила Сибири», переброшенная через трансграничный Амур, — понятие тоже отнюдь не статичное. За три квартала текущего года артерия дала 46,6-процентный прирост прокачки. Это вновь подтверждает искреннюю заинтересованность друзей и соседей в добыче, транспортировке и, главное, в активном использовании «голубого топлива». 

Преимуществ над ближневосточным маршрутом мы не прячем 

Разумеется, упоминалось на пекинском отраслевом подиуме и об экспорте «черного золота», по которому в нынешнем году Россия обогнала на китайском направлении Саудовскую Аравию.

В этом нет преувеличения. Доставив в дружественное государство 75 млн тонн жидких углеводородов за 9 месяцев текущего года, Москва подняла планку объемов на 25%. Об этом, как и других подвижках, говорил с трибуны глава «Роснефти» Игорь Сечин. При этом, с учетом взвинченной тональности западных нападок на наш ТЭК, он не стал прибегать к излишне осторожным и дипломатичным оценкам преимуществ российского нефтеэкспорта в КНР.

Да и действительно: к чему смягчать кричащие отличия гарантированных маршрутов и выгодных условий наших поставок от нарастающей — на фоне ракетно-минного ужаса в Восточном Средиземноморье — непредсказуемости танкерных трасс в Персидском заливе, Красном море, Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах? На сей раз Сечин высказался прямодушно, жестко и к тому же не стесняясь конкурентов — с указанием контрастов географии. «В контексте событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке, — сказал он, — важно отметить безопасность поставок в Китай российской нефти». 

Сформулировано просто, но, согласитесь, убедительно. А в целом уже 75% двустороннего торгово-экономического партнерства приходится именно на ТЭК, что не случайно. Интересно, какие еще цифры и факты по широкому спектру отраслевых вопросов были озвучены в Пекине на прошлой неделе?  

Газовый ингредиент

В хронике энергетической дипломатии бывает так, что даже краткое кулуарное интервью на актуальную тему мгновенно обогащает аудиторию очень и очень многим. 

Такой выдалась лаконичная беседа «на ходу» между тележурналистом Павлом Зарубиным и главой правления «Газпрома» Алексеем Миллером. С экрана канала «Россия-1» прозвучала всего пара фраз. Но насколько же зримо и, вместе с тем, ненавязчиво выявили они смену вектора основных наземных поставок «голубого топлива» из России за рубеж! «Из сумерек заплутавшего в своих же интригах и санкциях Старого Света — к восходу солнца» — так отозвался бы о столь ускоренном перемещении какой-нибудь любитель ярких образов. А между тем речь в этом случае идет совсем не о метафоре. Налицо — констатация того, что закупки нашего газа Китаем теперь и арифметически превосходят сжатое всевозможными рестрикциями западное направление.

Собственно, это и вытекало из ответа Миллера. Он выделил переломное значение 2023-го на весах традиционных и, с другой стороны, сравнительно новых для России маршрутов. В том числе — выгодной для всех «перевалки» самого экологичного углеводородного сырья через Амур. Смысл сказанного таков: в то время как трубопроводный экспорт природного газа из РФ в ЕС упадет по итогам нынешнего года до 21 млрд кубометров, то есть почти на 2/3 к прошлому году и вшестеро по сравнению с 2021-м, — поставки в Китай, наоборот, впервые станут выше, чем европейский объем. Согласно подсчетам ВЭБ, они достигнут нынче 22 млрд кубов. Итак, подвиньтесь, г-жа Европа!

Газовый достаток, как уже отмечалось, приходит к китайцам по новой, запущенной в конце 2019-го артерии «Сила Сибири» протяженностью четыре тысячи километров. По 30-летнему контракту на сумму более 400 млрд долл трансграничная транспортировка «голубого топлива», достигшая 15,5-миллиардного рубежа, выйдет к 2025-му на 38-миллиардный уровень.

Еще 50 млрд кубометров, как ожидается, будут перекачиваться в Китай из Западной Сибири по новой, еще не созданной «трансмонгольской» «Силе Сибири-2», о котором речь опять-таки уже шла выше. На 30 лет рассчитано двустороннее соглашение о годовых поставках 10 млрд кубов с Сахалина. А вот морской шиппинг СПГ между РФ и Поднебесной идет полным ходом. Из 33 млн тонн газа, сжижаемого в России, 10 миллионов будут поставлены, по прогнозу Reuters, именно в КНР. Но при этом партнерство не сведено к одной лишь коммерции. Китайская CNPC выступает крупным инвестором в таких стратегических проектах Заполярья, как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».

Нефтяная составляющая

«С момента начала украинского конфликта Россия, являющаяся ведущим производителем нефти в мире, упрочила свои энергетические узы с Китаем — вторым на планете потребителем «черного золота» после Соединенных Штатов», — констатирует Reuters.

«Пекин, — продолжает то же новостное агентство, — отверг западную критику своего растущего партнерства с Москвой, которая звучит в контексте российского конфликта на Украине. В Поднебесной настаивают на том, что в этих связях нет пренебрежения международными нормами, и что КНР обладает прерогативой: сотрудничать с любой страной по своему выбору». В конце концов, сами посудите: даже Индия, намного более близкая к Западу в геополитическом отношении, покупает больше сибирской нефти, чем Китай.

Как известно, Россия поставляет своему дальневосточному соседу 2 млн баррелей жидких углеводородов в сутки, что превышает треть от суммарного объема экспорта сырой нефти из РФ. 40% (или 800 тыс. баррелей ежедневно) перекачивается по 4070-километровой артерии ВСТО. Кстати, ее прокладка кредитовалась Пекином в размере 50 млрд долл. Используется нами, конечно, и морской путь. Этим танкерным маршрутом, по данным Vortexa и Kpler, в период с января по сентябрь 2023 года экспортировалось в Китай по 1,3 млн баррелей в день. Это преимущественно нефть марки ESPO из порта Козмино, но имеется и «довесок» в виде сырья общеизвестного сорта Urals с Балтики.

В целом российские поставки жидких углеводородов в КНР возросли за три квартала 2023 года на 400 тыс. баррелей в сутки. Это позволило Пекину сэкономить только по данному сегменту 4,34 млрд долл. Такая оценка основана на проведенном трейдерами и аналитиками Reuters сравнении ежемесячных «ценовых дифференциалов» по следующим контрпозициям: ESPO против сходной бразильской нефти Tupi, и Urals — против сорта Oman.

Выиграл не только ТЭК. Исправлена драма 60-летней давности

Некоторые историки и аналитики углеводородного сегмента глобальной энергетики часто объясняют акцент российско-китайского сближения в энергетике… сегодняшними достижениями научно-технического прогресса.

Что ж, некоторый смысл в этом просматривается. Две трети века назад, на пике стартового, охваченного пролетарским интернационализмом альянса между СССР и КНР, два наших государства по-настоящему дружили, но еще не обладали достаточно мощным технологическим багажом. Не располагали они и финансами для становления по обоим берегам Амура интегрированно-мощного топливного комплекса столь астрономических масштабов, как ныне.

Но, хотя и отражая правду, это остается лишь частичной мотивацией. Она прямолинейна и упрощена. Ибо, наряду с тогдашней слабостью материально-технической базы, не меньшую роль играла внутриполитическая эволюция в Советском Союзе. 6-часовой доклад Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года ознаменовал собою начало не только «десталинизации» в нашей стране, но и острых вспышек «антирежимной турбулентности» в ряде государств-членов Варшавского Договора и СЭВ. Особо драматичными стали события в Польше, а также в Венгрии, где дело дошло до кровопролития.

Западные политологи старшего поколения, издавшие свои монографии о развитии СССР «по горячим следам» на исходе хрущевской «оттепели» и в брежневскую эпоху «застоя», отмечали непреложную истину. Тушить жаркие угли недавних мятежей в Восточной, Центральной Европе Кремлю пришлось единственным способом, который был ему в ту пору подвластен. Взлетели объемы поставок дешевого советского угля, электроэнергии, нефти, а затем и газа. Это, увы, потребовало от Москвы, «ради спасения социализма на Висле, Влтаве и Дунае», переключить основную часть топливно-сырьевых потоков с Дальнего Востока в противоположном направлении — на европейский ареал; а между тем для КНР резервных фондов у Москвы не оставалось почти совсем.

В Китае, где ввиду сказанного был остановлен ряд народнохозяйственных строек, сокращение советской помощи (особенно в энергетике) восприняли обиженно и удрученно. Поэтому, видимо, не следует проводить упрощенный тезис иных историков и политологов о том, что, мол, единственной крупной причиной размежевания между СССР и Мао Цзэдуном стало наше уклонение от помощи в срочном создании китайской атомной бомбы. Причин взаимного дистанцирования двух держав было, увы, немало; и «топливное голодание» Поднебесной стало одним из весомых факторов. Хорошо, однако, что таковой безвозвратно ушел в прошлое в ХХ1 веке. Ушел во многом благодаря связям между лидерами наших стран; а они, между прочим, встречались уже 42 раза. 

Эпилог к пекинскому визиту обнадеживает еще больше

Полномасштабное восстановление российско-китайского диалога, критически важного не только для ТЭК, но и для извилистых судеб Азии и всего мира, стало явью в ХХ1 веке. 

И, разумеется, миллионы россиян и китайцев рады тому, что в эпицентре не просто возрожденных, а поднятых к новым высотам привилегированно-партнерских отношений между двумя странами углеводороды и впрямь заняли незаменимое место. Нет сомнений, что в ходе предстоящего события, объявленного президентом РФ в гостеприимном Пекине, нефтегазовая глава двустороннего диалога станет еще рельефнее. Речь идет о «скорой встрече в Бишкеке», где главы правительств двух стран подпишут, по словам Путина, «конкретный и существенный план взаимодействия на период до 2030 года».

Павел Богомолов

Кандидат политических наук