
До пандемии на авиатопливо приходилось около 8% в мировом спросе на нефть. Но локдауны и закрытие границ привели к обвалу в этом сегменте. В наиболее критические моменты 2020 г. сокращение спроса на авиационный керосин достигало 80%. Сейчас спрос на авиатопливо – главный фактор для дальнейшего сдерживания роста потребления нефти. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в прошлом году спрос на авиаперевозки снизился на 65,9% по сравнению с 2019 г., а общий убыток авиационной отрасли составил 118 млрд долларов США.
Несмотря на развертывание вакцинации, авиационный сегмент будет бороться за восстановление еще пару лет, согласно оценкам экспертов OilPrice. Международные (в особенности межконтинентальные поездки) останутся под ограничениями в ближайшее время и не восстановятся до уровня предшествовавшего пандемии вплоть до 2023 г. Запреты на поездки останутся в силе до тех пор, пока уровень вакцинации не предотвратит распространение вируса. OilPrice, ссылаясь на данные Flightradar24, отмечает снижение количества глобальных коммерческих рейсов в январе 2021 г. на 9,1% по сравнению с декабрем 2020 г., поскольку многие страны ввели новые ограничения на поездки из-за появления новых штаммов коронавируса.
Авиационная отрасль и ряд стран надеются на восстановление международного пассажиропотока уже летом 2021 г. Тогда как внутренние авиационные перевозки на таких крупных рынках, как Соединенные Штаты и Китай, показывают быструю динамику восстановления. Согласно прогнозам Reuters, в первом полугодии 2021 г. спрос на реактивное топливо останется на уровне от 5,4-5,7 млн баррелей в сутки, будет ниже более чем на 2 млн баррелей в сутки, чем в 2019 г., когда оно в среднем достигало 7,9 млн баррелей в сутки.
Международное энергетическое агентство прогнозирует возвращение спроса на авиационный керосин к уровню 2019 г. лишь в 2024 г. Спад пассажиропотока в европейских странах достигал 60-70%. Управление энергетической информации США сообщает о перспективах полного восстановления пассажиропотока в стране лишь к 2025 г., тогда как спрос на авиационное топливо вернется к цифрам 2019 г. примерно к 2030 г. Тем не менее, пассажирские авиакомпании США вернули на постоянную занятость около 26 тыс. сотрудников, после того как в декабре 2020 г. конгресс принял решение продлить программу компенсации фонда заработных плат.
По данным «Известий», с начала весны в большинстве российских аэропортов стоимость авиакеросина выросла в среднем на 6-9%, в преддверии летнего сезона ожидается дальнейший рост цен на авиатопливо. Ситуация на топливном рынке остается нестабильной, что может негативно отразиться на цене авиатоплива в мае-июне и ценах на авиабилеты. Еще один фактор — рост мировых цен на нефть. По данным Platts, в феврале стоимость авиатоплива в Европе и СНГ выросла (за месяц) на 12%, а за год цены выросли на 33%. Себестоимость авиаперевозок в России возвращается на уровень, предшествовавший пандемии. С марта «Аэрофлот» начал повышать топливный сбор на внутренних рейсах. Сокращение объема пассажирских авиаперевозок в РФ по-прежнему значительное. По итогам февраля 2021 г. российские авиакомпании обслужили 5,1 млн пассажиров, что на 37% меньше, чем за аналогичный период 2020 г.
Мария Кутузова