Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Нефть после небольшого недельного ралли уцепилась за $48-49 за баррель. В ближайшее время можно ожидать дальнейшего падения, хотя и незначительного — любые спекуляции слухами странами OPEC давно игнорируются. Куда более важно то, что Китай постепенно снижает добычу, а количество сделок по покупке нефтегазовых ресурсов вновь растет. Рынок идет к балансу.

Нефть весьма резво отвоевала свои позиции на рынке. Всего чуть больше недели — с 10 по 19 августа — понадобилось, чтобы Brent накопила почти $7, достигнув $50,88 за баррель, WTI отстала от нее в росте всего на $0,2, поднявшись до $48,52 за баррель. После наступила небольшая коррекция: на конец недели североморская нефть ценилась в $49,92 за баррель, американская — в $47,64.

Новая неделя — новое скольжение вниз: в понедельник нефтяные котировки продолжили падать. Инвесторы не верят, что на неофициальной встрече членов организации стран-экспортеров нефти (OPEC), которая планируется на конец сентября, будет заключено соглашение о заморозке добычи нефти. Так, по мнению министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха сейчас нет необходимости в значительном вмешательстве в ситуацию на рынке «черного золота». Он считает, что рынок движется в правильном направлении, и спрос на нефть растет. Слова президента Венесуэлы Николаса Мадуро о стабилизации добычи не вызывают ничего, кроме усталой усмешки. «Мы пытаемся найти общую почву и прийти к консенсусу в вопросах стабилизации нефтяного рынка, усиления индустрии, усиления OPEC», — так Мадуро заявил после встречи с главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом. Иран, прежде чем заключать такое соглашение (о заморозке добычи странами OPEC), хочет от других стран признания его права нарастить свою долю на рынке до досанкционного уровня, заявил в пятницу министр нефти страны Биджан Намдар Занганех. То есть слова Мадуро вновь оказались пшиком.

«OPEC продолжает плохо функционировать. Реальность такова, что за последние полгода мы перешли от избытка предложения к сбалансированному рынку, а теперь движемся к дефициту нефти. Рынок сжимается — вы можете это видеть по котировкам Brent», — считает Франсиско Бланк из Merrill Lynch в Нью-Йорке. «Я подозреваю, что вряд ли что-либо произойдет, — поддерживает коллегу Эд Морзе из Citigroup. — Снижение перенасыщенности нефтью и нефтепродуктами означает, что рынок действительно возвращается к балансу». Он признает, что хотя до сих пор запасы существенны, но они постепенно истощаются.

Понятно, что в канву перспектив ближайшего возобновления роста цен на нефть хорошо легла информация The Wall Street Journal, согласно которой добыча в Китае в прошлом году, скорее всего, достигла пика примерно в 4,3 млн баррелей в сутки. Это означает, что Китай постепенно будет наращивать импорт, чтобы удовлетворить внутренний спрос. В свою очередь, это не может не оказать влияния на остальной мир. Добыча нефти в КНР в первом полугодии снизилась примерно на пять процентов относительно аналогичного периода прошлого года. Затем в июле показатель упал на восемь процентов и составил 16,72 млн тонн, или 3,95 млн баррелей в сутки, что является минимальным среднесуточным объемом почти за пять лет.

Еще один признак восстановления рынка — увеличение количества сделок. Exxon Mobil приобрел InterOil Corp. за $3,6 млрд ради открытых запасов в Папуа — Новой Гвинее и ведет переговоры с Eni о покупке доли в газовом месторождении в Мозамбике. Statoil согласился купить нефтяной блок недалеко от Бразилии за $2,5 млрд. Рост количества таких сделок говорит о том, что нефтегазовые компании поняли — не стоит в ближайшее время ждать $80-100 за баррель и следует жить в новых условиях.

Михаил Воронов