shutterstock_302853974В банковской сфере свершилось чудо! В то время, как большинство российских банков сейчас страдают от нехватки капитала, появился один банк, в котором этого капитала — хоть ложкой ешь. По правилам Центрального Банка России, достаточность капитала определяется нормативом Н1. Обычно он находится в пределах 15–20. Если значение опускается ниже, это означает, что банк ведёт излишне рискованную кредитную политику, если выше 20 — значит, деньги простаивают без дела. К примеру, норматив Н1 «Сбербанка» равен 12,4, ВТБ — 15,3, «Газпромбанка» — 13,9.

Прошедшим летом один российский банк удивил аналитиков уровнем достаточности капитала — в августе норматив Н1 у него достиг фантастической отметки 363. Вскоре оказалось, что предел не достигнут — к октябрю Н1 поднялся до 747,7. Что это за герой? Он называется ФФИН Банк. Не приходилось раньше слышать? Неудивительно, ведь он совсем недавно сменил вывеску и даже на сайте ЦБ пока ещё фигурирует под прежним названием — «Охабанк». Впрочем, и это название публике не слишком широко известно, хотя банк существует с октября 1990 года — он был создан за год до Беловежских соглашений и фактически старше, чем сама Российская Федерация.

Банк вёл себя очень скромно. «Клиентская база маленькая, неактивная. Имеет 1 отделение. Выпуском банковских карт не занимается. Сеть банкоматов не развита. Самостоятельного бизнеса почти не ведет. Численность персонала — 14 человек. Основные средства в полном объёме представлены офисной оргтехникой и канцелярскими принадлежностями», — такими словами он описывается на профильных интернет-сайтах. Банк принадлежал «Роснефти», управлялся представителями «Роснефти», использовался для обслуживания финансовых потоков «РН-Сахалинморнефтегаза» — вот и весь его бизнес.

В марте 2015 года произошла смена собственников банка. «Роснефть» и подконтрольный ей ВБРР неожиданно продали принадлежащие им 99,28% «Охабанка» 10 физическим лицам. Летом единственный офис банка поменял адрес, а в сентябре изменилось его название. От прежнего «Охабанка» почти ничего не осталось, кроме самой малости — денег «Роснефти» в капитале, которые были внесены в виде субординированного кредита. Формально банк отчитался, что этого кредита нет больше — он переуступлен по договору цессии компании «Фридом Финанс», но одновременно банк получил субординированный кредит от «Фридом Финанса» на аналогичную сумму, так что, похоже, договор цессии не привёл к фактическому движению денежных средств.

Судя по всему, решение о смене собственников банка было принято внезапно. Тот самый субординированный кредит (до 2024 года, под фиксированную ставку) был выдан «Роснефтью» совсем недавно, в 2014 году. Субординированный кредит — особая форма банковского кредита, субординированные кредиты не выдаются кому попало, заимодавец и получатель денег должны быть связаны общими целями. С какой целью «Охабанк» выл выведен за пределы «Роснефти», остаётся непонятным, а официальных заявлений по этому поводу найти не удалось.

shutterstock_133938344

Поскольку официальных заявлений найти не удалось, то предположения могут быть самые разные. Действительно, что это за банк, в котором без движения лежат капиталы «Роснефти»? Почему они не работают? Что за физлица такие, эти новые владельцы «Охабанка», и почему «Роснефть» доверяет им свои капиталы? Зачем вообще вся эта схема? Вопросов много, ответов нет, но мы поищем.

Сергей Федотов