Первый российский СПГ-танкер ледокольного класса может вступить в эксплуатацию уже в нынешнем году. Название этого заполярного газовоза — «Алексей Косыгин»
Сообщив со ссылкой на «Совкомфлот» о предстоящем (как ожидается, во 2-м полугодии) начале работы судна на Севморпути, «Интерфакс» привлек внимание отнюдь не к рядовому событию.
Дело не только в том, что, вопреки санкциям против «Новатэка», танкер первым – в серии планируемых отечественных аналогов – приступит к обслуживанию экспортной программы «Арктик СПГ-2». Дело еще и в том, что не боящийся заполярных торосов гигант наречен именем выдающегося и по сей день чтимого в народе государственного деятеля. Именем человека, биография которого тесно связана не просто с народнохозяйственными достижениями СССР, а – одновременно – с провалами многочисленных попыток наших недругов экономически изолировать шестую часть мировой суши и, в первую очередь, девальвировать – обесценить наш ТЭК.
Петербуржец по своему происхождению, Алексей Николаевич Косыгин был сыном токаря минно-торпедного завода «Лесснер»; и уже это о многом говорит западным историкам кайзеровских попыток прорваться к Кронштадту. Сын рабочего служит в 1919-1921 годах на военно-полевом железнодорожном строительстве на участке Петроград – Мурманск. Стоит ли напоминать, какую роль сыграла впоследствии эта трасса в перевозках авиатоплива и других грузов по лендлизу в годы Великой Отечественной?
Возглавив в 1939-м Наркомат легкой промышленности, Косыгин через два месяца был избран членом ЦК ВКП/б, а позже — в том же году — стал зампредом Совнаркома. Его организаторский талант ярко раскрылся в июле 1941-го, когда молодой вице-премьер внес, наряду с такими коллегами, как А.И. Микоян и М.Г. Первухин, решающий вклад в срыв гитлеровских планов полного уничтожения промышленного потенциала западных регионов СССР. Эвакуация 1523 предприятий и 10-миллионной армии рабочих и специалистов на восток под бомбами «Люфтваффе» стала одним из «чудес ХХ века», в которое поначалу не могли поверить не то что нацисты, а и союзники Москвы по антифашистской коалиции.
Хотя и будучи «текстильщиком» по дипломному профилю. Косыгин волею судеб оставался близок к большой нефти всю жизнь. Строя в блокированном Ленинграде «Дорогу жизни», он вместе с тем выполняет Постановление «О прокладке трубопровода по дну Ладожского озера». Стал уполномоченным ЦК ВКП/б и СНК СССР по заготовкам местных видов топлива. С 1945-го подключается к закладке основ атомной энергетики. Все больше «благоволя Косыгину» (по данным Википедии и других источников), Сталин видит в нем будущего главу правительства. Недаром поддержано избрание ленинградца кандидатом в члены Политбюро, а затем членом высшего партийного штаба.
Пик карьеры – работа на посту Председателя Совмина СССР с 1964-го по 1980-й годы. Восьмая пятилетка, прошедшая под знаком пусть и не до конца выполненных экономических преобразований выдающегося хозяйственника и реформатора, стала самой успешной в истории.
В ту пору Косыгин зримо показал себя еще и крупным дипломатом. Встретившись на пекинском аэродроме с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем, он заложил основы нормализации двусторонних связей после затяжного идеологического и военно-политического противостояния. Тот прорыв, во многом обесценивший хитросплетенную антикремлевскую стратегию Никсона-Киссинджера и ограничивший ее результаты, стал той вехой, которую по сей день не могут простить легендарному руководителю наши недруги. И можно надеяться на то, что в будущих комментариях китайской прессы в связи с ожидаемой доставкой первых партий ямальского СПГ «Алексеем Косыгиным», прозвучат и эти благодарные ноты.
Как напоминала еще в 2013-м «Российская газета», именно при Косыгине пошла масштабно-промышленная разработка углеводородных недр Сибири. В период арабского нефтяного эмбарго в отместку на поддержку израильской войны Судного дня на Синае Западом, — «добычной дебют» Югры позволил получать от продажи «черного золота» не просто доходы, а сверхприбыли! Между тем мировые цены на нефть с 1970 по 1980 годы поднялись на 1300%! У нас в стране добывалось в косыгинские времена до 9,9 млн баррелей в день, что означало ежедневное вливание 250 млн долл в экономику СССР.
Согласитесь: это символично, что именно под незабываемым именем Косыгина преодолевается нехватка СПГ-танкеров, способных работать на сложном, но столь перспективном арктическом и тихоокеанском маршруте. Не приходится удивляться и еще одному немаловажному обстоятельству. Судно, сошедшее со стапелей дальневосточной верфи «Звезда», и приступившее к ходовым испытаниям не так давно, уже подвергнуто… американским санкциям! Однако «Новатэк» твердо исходит из того, что в целом «Звезда» все равно спустит на воду 15 таких супергазовозов класса Arc7, способных, по данным Reuters, прорезать льды толщиной до 6,5 футов.
Павел Богомолов
Кандидат политических наук