В первом квартале 2025 г. главное детище Илона Маска столкнулось с рядом вызовов, что отразилось на производственных и финансовых показателях компании. Согласно официальным данным компании, опубликованным 2 апреля 2025 г., Tesla произвела 362 615 автомобилей и поставила 336 681 единицу, что на 13% меньше по сравнению с первым кварталом 2024 г. (386 810 поставок). Это стало самым слабым кварталом по поставкам с третьего квартала 2022 г. Однако компания развернула 10,4 ГВт·ч мощностей энергетических хранилищ, что является позитивным результатом для ее энергетического бизнеса.
Снижение поставок связывают с несколькими факторами: переход на производство обновленной версии Model Y на всех четырех заводах привел к потере нескольких недель производства, а также усилилась конкуренция, особенно со стороны китайского производителя BYD, который в первом квартале продал 416 388 электромобилей. Дополнительное давление на работу компании оказала политическая активность Илона Маска, включая его роль в администрации Трампа и работу в рамках Department of Government Efficiency (DOGE), что стало поводом для боевиков и активистов придерживающихся альтернативных взглядов на расходование американского бюджета.
Аналитики ожидали более высоких показателей автомобильного гиганта: консенсус-прогноз Bloomberg составлял 390 343 поставки, а FactSet — 408 000. Фактические результаты оказались значительно ниже, что привело к падению акций Tesla на 6% после объявления первых результатов за квартал. В Европе доля рынка компании сократилась: например, в Германии она упала с 17,9% в первом квартале 2024 г. до 9,3% в 2025 г.
Полные финансовые итоги первого квартала будут представлены 22 апреля 2025 г. после закрытия рынка. Инвесторы ждут, сможет ли Tesla компенсировать слабые продажи автомобилей за счет прогресса в автономных технологиях и энергетическом секторе, а также запуска более доступных моделей, обещанных на первую половину 2025 г.
По данным на 4 апреля 2025 г. последствия нападений на Tesla и их масштабность можно оценить на основе доступных данных, хотя полная картина пока не ясна, а расследования только начинают давать первые результаты. Нападения на автомобили, дилерские центры и зарядные станции Tesla стали заметным явлением в первом квартале 2025 г. Организованные атаки политических противников Маска охватили США и Европу. Инциденты связывают с недовольством политической активностью Илона Маска, включая его работу в Департаменте эффективности государственного управления (DOGE) в администрации Трампа. Однако первые данные об организаторах атак, представленные Маском, свидетельствуют о попытках его противников создать альтернативный конкурентный бизнес в области солнечной энергетики.
Нападения, включая поджоги и акты вандализма, нанесли Tesla прямые убытки. Например, уничтожение автомобилей и повреждение зарядной инфраструктуры в США и Европе уже привело к потерям, которые оцениваются в миллионы долларов. Остановка производства на заводе в Германии в марте 2024 г. из-за поджога высоковольтной линии (с ущербом в девятизначную сумму) показывает, что подобные атаки могут иметь серьезные финансовые последствия.
По мнению ряда аналитиков, участие Маска в политике и протесты против Tesla усилили негативное восприятие бренда среди части потребителей, прежде всего, в Европе. Это отразилось на продажах: в первом квартале 2025 г. поставки упали на 13% по сравнению с прошлым годом, а доля рынка в Германии сократилась с 17,9% до 9,3%. Аналитики связывают это не только с конкуренцией, но и с бойкотами.
Повреждение зарядных станций, таких как случаи в Массачусетсе и Техасе, затрудняет использование электромобилей Tesla, что может отпугнуть потенциальных покупателей. В некоторых регионах, например в Техасе, такие атаки привели к перебоям в электроснабжении, затронув не только Tesla, но и местные службы.
Точные данные о количестве нападений пока ограничены. Но, согласно опубликованным данным, в США зафиксировано не менее 48 случаев нападений на дилерские центры, автомобили и зарядные станции с начала 2025 г. Это включает поджоги (например, в Калифорнии уничтожено 6 автомобилей за месяц), стрельбу (7 выстрелов в Орегоне) и вандализм.
В Европе акции протеста затронули Германию, Италию, Великобританию и другие страны. Например, в конце марта 2025 г. вблизи Рима было сожжено 17 автомобилей Tesla в автосалоне, что указывает на скоординированный характер некоторых атак. Общее число инцидентов за первые три месяца 2025 г., вероятно, превышает 120 только в США, включая кибератаки на систему Autopilot. Масштабность подчеркивается созданием спецгруппы ФБР совместно с ATF для расследования этих инцидентов, что говорит о восприятии проблемы как угрозы национальной инфраструктуре. Исследования показали, что хакеры активно атакуют системы Tesla, включая Autopilot. В 2025 г. зафиксированы новые попытки дистанционного взлома, что изучается спецгруппой ФБР. Нападения на Tesla в первом квартале этого года оказались достаточно масштабными, чтобы повлиять на операционную деятельность и репутацию компании, хотя пока не угрожают ее существованию. Первые исследования указывают на политическую мотивацию и скоординированность атак.
/По данным Х/