Продолжаем знакомство с крупнейшими нефтеналивными портами мира: Карибы

Фламинго и свиньи

Государство с официальным названием Содружество Багамских островов расположено к северу от Кубы; в состав архипелага, сложенного, в основном, из коралловых известняков, входит около 700 островов (из них обитаемы только 30) и 2 тыс. коралловых рифов. По поводу происхождение названия существуют две основные гипотезы – это либо аравакское ba-ha-ma («верхняя средняя земля»), либо испанское baja mar («мелкое море»). 

Острова были открыты Христофором Колумбом 12 октября 1492 года; при этом входящий в состав архипелага остров Уотлинга (Сан-Сальвадор) — первая земля Нового Света, открытая великим мореплавателем. Спустя три года на архипелаге обосновались первые испанские колонисты, вскоре покинувшие остров, и более 150 лет территория оставалась незаселенной. В 1650 году сюда с Бермудских островов прибыли переселенцы-англичане, осевшие на Багамах уже всерьез и надолго; в 1718 году архипелаг стал британской колонией. В конце XVIII века на острова были сосланы 8 тыс. лоялистов из Нью-Йорка, Флориды, Северной и Южной Каролины, репрессированных после победы Штатов в войне за независимость. 

В конце XIX века к экономической деятельности на Багамах, помимо традиционных рыбной ловли и сельского хозяйства, добавились туризм и …контрабанда. Дальше — больше: в 1920 году, после принятия в США «сухого закона», Багамы стали идеальной торгово-логистической площадкой для незаконного снабжения США алкоголем, а столица архипелага – Нассау – по сути, огромным складом рома. 

В начале Второй Мировой войны, в 1940 году, США организовали на острове Эксума военно-морскую базу; кроме того, острова стали наиболее популярным местом отдыха американских военных. В этот период туристическая инфраструктура Багам существенно расширилась и улучшилась, в том числе благодаря губернатору островов герцогу Эдуарду Виндзорскому (несостоявшемуся английскому королю, отрекшемуся от престола в 1936 году) и его жене, герцогине Уоллис Симпсон. Очередным драйвером развития индустрии отдыха на Багамах стала кубинская революция 1959 году, закрывшая самый большой карибский остров для американских туристов.

С 1954 по 1987 год на острове Большой Багама действовала Grand Bahama Air Force Station, американская станция слежения за полетами ракет, запускаемых с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. 

В 1964 году Багамы получили самоуправление, а 10 июля 1973 года — независимость в составе британского Содружества наций.

Территория государства — 10 тыс. кв. км – меньше Ливана, но больше Кипра (без учета островов Теркс и Кайкос, заморского владения Великобритании, географически входящего в состав Багамского архипелага). Население — 410 тыс. человек – в основном, сосредоточено на островах Нью-Провиденс (там находится Нассау) и Большой Багама. Самый крупный по площади остров — Андрос, где находится огромный, третий в мире по величине, барьерный риф длиной 230 км. 

Важными природными уникумами Багам являются национальный парк на острове Большой Инагуа — самое крупное скопление фламинго в мире (более 50 тыс. особей) и Пиг-Бич на Эксуме, где живет колония диких водоплавающих свиней, не боящихся человека.

Этно-расовый состав населения Багам: 85% — темнокожие, 12% — белые (креолы), 3% — азиаты и латиноамериканцы. Государственный язык — английский, используются также местный креольский диалект на основе английского и французского. 60% доходов государства формирует туристическая отрасль, с которой прямо или косвенно связана примерно половина трудоспособного багамского населения. Сельское хозяйство специализируется на выращивании сахара, фруктов, овощей и домашней птицы. 

Нассау с населением 280 тыс. человек — столица и крупнейший город Багамских островов. Город был заложен англичанами в середине XVII века как Чарльзтаун и переименован в 1695 году в честь  Виллема Оранского, герцога Нассау, статхаудера (наместника) Нидерландов, ставшего затем английским королем Вильгельмом III (при этом само герцогство Нассау – территория нынешней Германии). Гавань Нассау состоит из четырех портовых районов с глубинами до 11 м — Arawak Cay Port (сухогрузный), Clifton Pier (нефтеналивной), Prince George (пассажирский/круизный) и Nassau Container Port, способный принимать паромы типа Lo-Lo и Ro-Ro. Основные грузы – сельхозпродукция, стройматериалы, нефтепродукты, контейнеры. Максимальный размер обрабатываемых судов: длина — 300 м, дедвейт – 45 тыс. тонн. Годовой грузооборот – 2 млн тонн, пассажирооборот – 750 тыс. человек.

Крупнейшая гавань государства — Фрипорт («свободный порт») – расположена на острове Большой Багама примерно в 150 км к востоку от Флориды. Крупный портовый комплекс построен в конце 50-х годов на месте болот и пустырей; получил статус зоны свободной торговли и быстро вырос до второго по численности населения города Багам (30 тыс. жителей). Наиболее известный уроженец молодого города — Себастьян Филипп Бьерк (Бах), музыкант и актер, фронтмен популярной метал-группы Skid Row.

Глубоководная гавань Фрипорта расположена в устье реки Хоуксбилл-Крик и состоит из 6 портовых районов, включая Margaritaville (пассажирский/круизный), Balearia Caribbean (паромный Ro-Ro, с регулярным маршрутом до Форт-Лодердейла), CEMEX (сухогрузный), Container Port, Bahamas Oil Refining Corp. (нефтеналивной с выносным причальным устройством, резервуарным парком и бункеровочным причалом), а также судоремонтную верфь. Основные грузы – сельхозпродукция (сахар, ананасы, бананы, цитрусы, томаты, мясо птицы, ром), цемент, нефтепродукты, соль, арагонит (карбонат кальция, важное химическое сырье), рыба, морепродукты, машины и оборудование, контейнеры. Глубина причалов — до 16 м, якорных стоянок — до 28 м. Максимальные габариты обрабатываемых судов: длина — 426 м, дедвейт — 500 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 35 млн тонн. 

Трагический треугольник

Бермудские островакоралловый архипелаг в открытой части Атлантики, расположенный довольно далеко от Карибского бассейна в географическом смысле (например, расстояние до Гаваны – 2 тыс. км), но экономически и политически относящийся к Карибам. В состав Бермуд входят более 180 островов и рифов, включая 20 обитаемых; половина из них соединены мостами, образуя Мейн-Айленд («главный остров»). Площадь архипелага – всего 54 кв. км (по сути, «карликовое государство»), население — 75 тыс. человек, более 60% жителей — темнокожие. Политический статус — заморская территория Великобритании.

Острова открыты в 1503 году испанским мореплавателем Хуаном Бермудесом и названы его именем. Испанцы не стали осваивать архипелаг, и спустя век это сделали англичане, основавшие здесь в 1609 году первое поселение и переименовавшие территорию в острова Сомерса в честь руководителя экспедиции (это название не прижилось). В 1684 году Бермуды были официально объявлены коронным владением Англии. По конституции 1968 года Бермудские острова, оставаясь заморской территорией Великобритании, получили внутреннее самоуправление. Это означает, что назначенный Лондоном губернатор занимается вопросами внешней политики, обороны и безопасности (полиции), а основные вопросы внутренней политики регламентирует местный двухпалатный парламент; исполнительную власть возглавляет премьер-министр, назначаемый парламентом.

Интересно, что номинальный ВВП на душу бермудского населения существенно выше, чем в метрополии – по данным ООН, он составляет 120 тыс. долларов в год (4 место в мире). Основной доход приносит иностранный туризм (60% поступлений в бюджет) — острова ежегодно посещает около 1 млн человек, в основном, из США. Кроме того, здесь достаточно развито сельское хозяйство (выращивание сахарного тростника, кофе, табака, бананов, картофеля, томатов, капусты), рыболовство и цветоводство. 

Бермуды – налоговой офшор, и важный финансовый центр, идеально подходящий для инвестиционных операций (так называемая «транзитная экономика»). На архипелаге зарегистрированы более 6 тыс. иностранных компаний (в основном, инвестиционно-финансовых, страховых и перестраховочных), а также огромное количество морских и воздушных судов (по тоннажу морских судов – 3 млн брутто-регистровых тонн — Бермуды занимают 5 место в мире). 

Бермудские острова – перекресток морских и воздушных сообщений из Европы в Северную и Южную Америку. При этом данный район очень сложен для навигации — здесь большое количество отмелей и рифов, часто зарождаются циклоны и штормы. Из-за серии необъяснимых катастроф самолетов и судов и прочих аномальных явлений в пространстве между Бермудами, Флоридой (Майами) и Пуэрто-Рико (Сан-Хуан) появился термин «бермудский треугольник».

Наиболее известный случай, связанный с «бермудским треугольником», произошел 5 декабря 1945 года. В этот день звено бомбардировщиков-торпедоносцев Grumman TBM-3 Avenger взлетело с базы ВМС США в Форт-Лодердейле (Флорида) для выполнения тренировочного полета Flight-19 — стандартного навигационного упражнения, включавшего круговой полет над Атлантикой по утвержденному маршруту и учебное бомбометание. Несмотря на благоприятные метеоусловия, достаточную квалификацию экипажей, постоянную связь с диспетчерами и исправность авиатехники, включая нормативную заправку топливом, все звено в полном составе — 5 самолетов, 14 летчиков — бесследно исчезло. Длившаяся несколько недель масштабная поисковая операция с привлечением 300 самолетов и 20 кораблей (!) никаких результатов не дала; более того, в процессе поисков при невыясненных обстоятельствах было потеряно еще одно воздушное судно — гидросамолет Martin Mariner с экипажем из 13 человек. Тела пропавших без вести летчиков и обломки исчезнувших самолетов не были найдены.  

Административный центр Бермуд – Гамильтон — основан в 1790 году и назван в честь губернатора Генри Гамильтона; столичный статус получил в 1815 году, а городом стал в 1897 году. Постоянное население Гамильтона – всего 1 тыс. человек; при этом он является единственным городом на Бермудах, где население предпочитает тихую сельскую жизнь. Правда, малолюдность столицы «компенсируется» ее запредельной дороговизной — в мировом рейтинге Numbeo по стоимости жизни в городах (цены на товары и услуги с учетом покупательской способности населения) Гамильтон уверенно занял первое место.

Основная бермудская гавань находится на побережье заливов Грейт-Саунд и Литтл-Саунд, акватория которых омывает Гамильтон и несколько пригородных поселков – Кэмден, Маунт-Плезант, Хог-Бэй и Сомерсет-Виллэдж. Подковообразный портовый район включает марины Caroline Bay, Spanish Point и Dinghy Club, судоверфь (ремонт крупнотоннажных и строительство маломерных прогулочных и каботажных судов), а также 13 паромных, пассажирско-круизных и контейнерных причалов — Royal Naval Dockyard, Ferry Stop, Watford Bridge, Cavello Bay, Sandys, Rockaway, Hamilton, Hodson’s, Salt Kettle, Darrell’s Wharf, Belmont, Lower и Hinson’s Island. Один паромный терминал – Saint George – расположен отдельно, на одноименном острове. Глубина причалов — до 8 м. Основные грузы – продовольственные и промышленные товары, строительные материалы, нефтепродукты (в том числе, для бункеровки), контейнеры. Максимальная длина обслуживаемых судов – 240 м. Годовой грузооборот — 1 млн тонн, пассажирооборот — 1 млн человек.

«А» плюс «Б»

Антигуа и Барбуда — государство на одноименных островах в составе Малого Антильского архипелага. Территория — 400 кв. км, население — 100 тыс. человек. Острова открыты Христофором Колумбом в 1493 году во время его второй экспедиции. Колумб же и дал названия новым землям; Барбуда по-испански означает «бородатый», а Антигуа — «древний» (скорее всего, Колумб имел в виду особо чтимую икону Санта-Мария-ла-Антигуа в севильском кафедральном соборе). Аравакское название Антигуа – Вададли – сегодня широко используется жителями острова в бытовом обиходе. 

Из-за враждебности местных индейцев-карибов на островах долго не существовало постоянных поселений. В начале XVII века англичане сумели «договориться» с аборигенами, и в 1632 году Антигуа и Барбуда стали владением Великобритании. Немного позже англичане основали здесь плантации по выращиванию сахарного тростника, хлопчатника, табака и кокосов; тогда же начался массовый завоз рабов из Африки. 

В 1671 году Антигуа и Барбуда, а также Сент-Китс, Невис, Ангилья и Монтсеррат вошли в состав британской колонии Северные Подветренные острова с центром на Антигуа. Вскоре там появились первые органы самоуправления, состоявшие из землевладельцев и плантаторов. 

В 1941 году, в разгар Второй Мировой войны, США создали на Антигуа крупную авиабазу Coolidge Field. В 1949 году база была закрыта, а летное поле и ангары переданы гражданской авиации; часть бывшей базы в настоящее время используется американской NASA в качестве пункта отслеживания ракетных запусков Antigua Center. 

С 1958 по 1962 год Антигуа и Барбуда находились в составе Вест-Индской Федерации; одновременно колония Подветренные острова была упразднена. В 1967 году Антигуа и Барбуда получили статус «ассоциированного с Великобританией государства», что на практике означало полное самоуправление при передаче Великобритании функций обороны и международных отношений. 1 ноября 1981 года провозглашено независимое государство Антигуа и Барбуда (с сохранением членства в британском Содружестве наций). 

95% населения страны – темнокожие. Английский язык является официальным, но большинство местных жителей говорят на антигуанском варианте креоли. Также весьма популярен патуа — диалект на основе французского языка с примесью многочисленных наречий.

Антигуа и Барбуда — одна из наиболее благополучных стран Карибского региона. Основа экономики — туризм, игорный бизнес, морской транспорт, рыболовство и сельское хозяйство (выращиваются сахарный тростник, хлопок, бананы, кукуруза, бобовые, капуста, морковь, турнепс, маниок, перец, огурцы, помидоры, баклажаны, лук, кабачки, бахчевые; разводится скот). 

Столица и крупнейший порт государства — Сент-Джонс — расположен в северо-восточной части острова Антигуа, на берегу залива Грин. Город основан английскими поселенцами в 1632 году; в 1667 году стал административным центром колонии, немного позже — базой британских военных кораблей. 

Среди промышленных предприятий города выделяется среднетоннажный НПЗ West Indies Oil мощностью по переработке 21 тыс. баррелей нефти в сутки. Акционеры завода — правительство Антигуа и Барбуда, венесуэльская PDVSA и китайская Fancy Bridge; кроме того, 10% акций обращаются на фондовой бирже Eastern Caribbean Security Exchange. Продукция завода — бензин, дизтопливо, авиакеросин, СПГ (пропан-бутан), судовое топливо, моторные масла и другие смазочные жидкости; в состав производственных мощностей входит крупный резервуарный парк общим объемом хранения 1,7 млн баррелей. Основной объем производимых нефтепродуктов направляется для бункеровки (осуществляется на портовом наливном терминале и водных заправочных станциях), заправки самолетов в международном аэропорту Антигуа и Барбуды, а также на экспорт (преимущественно в Доминикану).

Гавань Сент-Джонса включает 4 терминала – пассажирско-круизный, сухогрузный, контейнерный и нефтеналивной High Point. Основные грузы – сельхозпродукция (сахар, хлопок, фрукты, овощи, ром), рыба, морепродукты, химикаты, промышленные и продовольственные товары, нефтепродукты, текстиль, машины и оборудование, стройматериалы (цемент, песок), контейнеры. Максимальные габариты обслуживаемых судов: длина — 268 м, осадка — 10 м (у береговых причалов); без ограничений по длине и ширине, осадка – 13,5 м, дедвейт – 140 тыс. тонн (у выносного причального устройства). В состав портового района входят верфи Antigua Slipways и Nelsons Dockyard (историческая верфь; здесь работает музей, а также производится ремонт яхт и маломерных каботажных судов). Годовой грузооборот — 3 млн тонн, пассажирооборот — 750 тыс. человек.

«Яблоко раздора»

Сент-Люсия— государство, расположенное на одноименном острове в группе Наветренных островов. Каплевидный по форме остров длиной 44 км и шириной 23 км при общей площади 617 кв. км имеет береговую линию протяженностью 158 км.

Сент-Люсия открыта Колумбом 13 декабря 1502 года, в день Святой Люсии. Почти полтора века из-за сопротивления местных жителей, воинственных индейцев-карибов, здесь не удавалось создать поселение. В 1650 году это, наконец, сделали французы, вскоре организовавшие массовый завоз африканских рабов для выращивания сахарного тростника. А затем между Англией и Францией развернулось острейшее соперничество за обладанием Сент-Люсией — в течение 150 лет великие колониальные державы воевали за остров 14 раз, причем спорная территория переходила из рук в руки 7 раз! В 1814 году, на фоне поражения Наполеона и резкого ослабления Франции, в соответствии с Парижским договором Сент-Люсия окончательно отошла к Великобритании, став ее колонией. Еще через 20 лет на острове было отменено рабство. 

Дальше политическая история Сент-Люсии развивалась по тому же сценарию, что и в Антигуа и Барбуда. 

В 1942 году, в ходе Второй Мировой войны, корабли, стоявшие в порту Сент-Люсии, были торпедированы немецкими подводными лодками. Для противодействия этой угрозе на юге острова, в городке Вье-Фор, была создана американская авиабаза Beane Field, укомплектованная двумя эскадрильями тяжелых бомбардировщиков Douglas B-18 Bolo, использовавшимися в качестве торпедоносцев, «охотников» на подводные лодки. В 1949 году база была демилитаризована и стала основой для создания гражданского аэропортаHewanorra.

С 1958 по 1962 год Сент-Люсия входила в состав Вест-Индской Федерации. В 1967 году остров получил статус государства, ассоциированного с Великобританией, а 22 февраля 1979 года — полную независимость с сохранением членства в британском Содружестве наций.

Экономика Сент-Люсии базируется на туризме (половина поступлений в бюджет), предоставлении офшорных услуг, рыболовстве и сельском хозяйстве. Интересно, что государство не имеет регулярной армии; при этом имеются специальная служба и береговая охрана, находящиеся под командованием полиции

Численность населения – 200 тыс. человек (96% — темнокожие). Официальный язык — английский; также весьма распространен патуа. Крошечная Сент-Люсия дала миру сразу двух нобелевских лауреатов — экономиста Артура Льюиса и Дерека Уолкотта, поэта и драматурга, близкого друга Иосифа Бродского. Кроме того, недавно мир узнал еще одного яркого представителя Сент-Люсии — на Олимпиаде-2024 в Париже легкоатлетка Джульен Альфред выиграла золотую медаль в беге на 100 м с результатом 10,72; это стало одной из главных сенсаций соревнований (отметим, что ранее Сент-Люсия не имела ни одной олимпийской медали). 

Столица государства – город Кастри, расположенный на берегу одноименного глубоководного залива. Город был основан французами в 1650 году и в течение первого века своего существования носил название Каренаж («безопасная гавань»); в 1756 году переименован в Кастри в честь маркиза Шарля де Кастри, маршала Франции и министра военно-морского флота. 

В 1948 году крупный пожар уничтожил 80% городской застройки; впоследствии Кастри был фактически отстроен заново. В настоящее время население столичной агломерации составляет 20 тыс. человек. 

Крупнейшее промышленное предприятие города — НПЗ Rubis West Indies, построенный в 2012 году американской Amerada Hess и затем проданный французской компании Rubis. Завод производит бензин, дизтопливо, авиакеросин и моторное масло; основные экспортные поставки с НПЗ идут через терминал Buckeye Energy, расположенный в Сисероне, пригороде Кастри, на берегу залива Гран Кюль-де-Сак Бэй. Терминал имеет крупный резервуарный парк общим объемом хранения 10 млн баррелей. 

Помимо нефтепродуктов (включая СПГ) и бункеровки, осуществляемой с причала Sprytex, гавань Кастри включает круизные терминалы Pointe Seraphine и La Place Carenage, паромный причал Ro-Ro, сухогрузный терминал Queen Elizabeth II Dock, рыболовный причал Captain Mike, марину для яхт и маломерных судов Hackshaw, а также дайвинг-центр Sandals. Основные грузы – сельхозпродукция (сахар, ром, патока, бананы, какао-бобы, кофе, кокосовые орехи, кокосовое масло, копра, лайм, манго, цитрусовые, виноград, фруктовые соки, эфирные масла), рыба и морепродукты, текстиль, промышленные и продовольственные товары, автомобили, оборудование, стройматериалы, контейнеры. Глубина якорных стоянок – до 25 м. Максимальный размер обрабатываемых судов: длина — 410 м, дедвейт не ограничен. Годовой грузооборот — 10 млн тонн, пассажирооборот — 0,3 млн человек.

Григорий Волчек