Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Эквадор
Внимание, черепахи!
Эквадор, расположенный на северо-западе южноамериканского континента — страна весьма заметная: ее население — 18,5 млн человек (меньше Румынии, но больше Голландии), площадь — 283,5 тыс. кв. км (меньше Италии и Филиппин, больше Новой Зеландии и Великобритании).
В процессе колонизации Америки территорию нынешнего Эквадора завоевали испанские конкистадоры Бартоломео Руис и Себастьян де Белалькасар, сподвижники легендарного Франсиско Писарро, которые построили на месте древнего индейского поселения город Сан-Франсиско-де-Кито. В 1529 году Писарро стал генерал-капитаном Новой Кастилии (территория современных Перу и Эквадора); спустя 10 лет он назначил своего брата Гонсало правителем Сан-Франсиско-де-Кито.
В результате возглавляемой Симоном Боливаром войны за независимость от испанской короны в 1822 году была провозглашена суверенная Великая Колумбия, в составе которой был и департамент Кито. 13 мая 1830 года департамент был провозглашен отдельным самостоятельным государством под названием Эквадор (Ecuador), поскольку территория страны расположена по обе стороны экватора, а столица — Кито — всего в 25 км от него.
В 1845 году в Эквадоре было отменено рабство. В конце XIX века в страну активно пошли иностранные инвестиции (в частности, в культивирование кофе, какао и бананов). В 1906 году церковь (католическая) была официально отделена от государства. В 1923 году в стране началась промышленная добыча нефти (в настоящее время большая часть эквадорской нефтянки консолидирована в руках госкомпании PetroEcuador).
В июле 1941 год прогремела короткая (4 недели), но ожесточенная война между Эквадором и Перу из-за обширных спорных земель в верховьях Амазонки; в результате Эквадор лишился половины своей территории.
Послевоенная история Эквадора была весьма бурной, изобиловавшей удачными и неудачными путчами и другими громкими политическими эксцессами. С 1972 по 1979 год страной правила военная хунта (правда, по сравнению с Чили и Аргентиной этот режим был очень «вегетарианским»), в начале 1995 года страна в очередной раз повоевала с Перу из-за застарелых территориальных претензий, а в 1997 году эквадорский парламент отстранил от власти президента Абдаллу Букарама по кличке El Loco («сумасшедший») с формулировкой, привлекшей повышенное внимание мировой прессы — «за умственную неспособность управлять страной».
Но сегодня в руководстве Эквадора все хорошо: президент — 36-летний предприниматель Даниэль Нобоа, один из самых молодых государственных лидеров мира; вице-президент — 47-летняя бизнес-тренер Вероника Абад Рохас.
От истории перейдем к географии. Климатически и биологически Эквадор напоминает Перу и четко делится на четыре части — косту (побережье; протяженность береговой линии — 660 км), сьерру (горы), орьенте (амазонские джунгли) и Галапагосские острова. Гигантская горная система Анд на территории Эквадора представлена двумя параллельными хребтами Западных и Восточных Кордильер; самая высокая гора — потухший вулкан Чимборасо (6310 м). Страну покрывает густая сеть рек, большая часть которых являются притоками Амазонки. Страна расположена в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах; температурная амплитуда отсутствует (в июле +25°C, в январе +24°C) — то есть, жаркий климатический сезон не меняется в течение всего года.
Отдельно надо сказать об уникальных Галапагосских островах, биосферном заповеднике мирового значения. Архипелаг, находящийся почти в тысяче километрах от побережья Эквадора, состоит из 19 вулканических островов и 107 скал и намывных территорий общей площадью более 8 тыс. кв. км. Население архипелага составляет около 30 тыс. человек; хозяйственная деятельность здесь ограничена природоохранным законодательством.
Главное богатство островов — огромное количество эндемиков, в ходе изучения которых великий Чарльз Дарвин создал основы своей эволюционной теории происхождения видов. Среди уникальной островной фауны особо выделяются гигантские слоновые черепахи весом до полтонны, крупные ящерицы (игуаны и конолофы), морские львы, голубоногие олуши, нелетающие бакланы и маленькие пингвины.
Бойкое место
Город Сантьяго-де-Гуаякиль был основан на юге страны в 1536 году по приказу Франсиско Писарро. Благодаря выгодному местоположению и наличию удобной естественной бухты город достаточно успешно развивался — например, в период испанской колонизации в Гуаякиле работала крупнейшая во всем Тихоокеанском регионе судоверфь.

Но была и оборотная сторона процветания — богатый город регулярно грабили английские и французские пираты; кроме того, здесь почти три столетия функционировал крупный невольничий рынок.
В настоящее время в городе проживают 2,7 млн человек — это крупнейший город Эквадора, в котором сосредоточена седьмая часть населения страны.
Гавань Гуаякиля расположена в эстуарии реки Гуаяс, в 40 км от ее впадения в океанический залив Гуаякиль; глубины — от 7 до 11,5 м — позволяют принимать морские суда длиной до 220 м и дедвейтом до 30 тыс. тонн. Гавань состоит из двух портовых районов — старого и нового (Puerto Viejo и Puerto Nuevo). Основные грузы — сельхозпродукция (зерно, сахар, бананы, экзотические фрукты, кофе, какао, рис, растительное масло, меласса, соя, мясопродукты, кожа), рыба и морепродукты, нефть и нефтепродукты, СПГ, лесоматериалы (бальсовое дерево), металлоизделия, автомобили, производственное оборудование, удобрения, цемент, контейнеры. Годовой грузооборот — 30 млн тонн.
Банановая столица
Мачала, административный центр южной провинции Эль-Оро, находится у входа в залив Гуаякиль, недалеко от границы с Перу; население — 250 тыс. человек. В городе и его окрестностях расположены многочисленные предприятия по переработке сельхозпродукции (в первую очередь, бананов).
Мачала впервые упоминается в 1537 году как небольшое поселение Пуэрто-Пило; в 1783 году переименовано в Пуэрто-Мачала. В 1883 году рядом с поселком в естественной бухте была построена гавань Пуэрто-Боливар, в 1900 году — железная дорога. В 1941 года, во время Перуано-эквадорской войны, город подвергся сильным бомбардировкам, а затем был захвачен перуанскими войсками. Оккупанты ушли из Мачалы только через год, после подписания соответствующего мирного договора.
В гавани Пуэрто-Боливар расположены 6 причалов, включая специализированный контейнерный глубиной до 10,5 м. Основные грузы — бананы, удобрения, рыба, морепродукты, медный концентрат, целлюлоза, нефтепродукты (бункеровка), цемент, контейнеры. Максимальный дедвейт обслуживаемых судов — 20 тыс. тонн. В конце 2023 года завершен важный этап масштабной реконструкции гавани — расширены контейнерные площадки и рефрижераторные склады, построены новые подъездные пути; благодаря этому годовой грузооборот порта увеличился до 30 млн тонн.
Гавань свободы
Город Ла-Либертад («свобода»), который до 1918 года назывался Ла-Агуереада, расположен в крайне западной точке континентальной части страны, в провинции Санта-Елена; население — 100 тыс. человек.

В окрестностях города ведется активная нефтедобыча; сначала промыслы принадлежали североамериканской компании Anglo Ecuadorian Oilfields, а затем они были консолидированы под управлением PetroEcuador. Этой же компании принадлежит НПЗ Refineria La Libertad мощностью по переработке 45 тыс. баррелей нефти в сутки; основная продукция — флотский мазут, дизельное топливо, бензин, авиационный керосин и сера.
От завода на нефтеналивной терминал Puerto Rico, оборудованный выносными причальными устройствами, проложен подводный трубопровод длиной 3,5 км. Кроме отгрузки нефтепродуктов, в гавани осуществляется бункеровка тяжелым судовым топливом (IFO). Другие основные грузы — лесоматериалы (бальсовое дерево), рыба, морепродукты, скот, шерсть, сахарный тростник, цемент, контейнеры. К гавани Ла-Либертад административно относится близлежащий портопункт Salinas, обслуживающий, в основном, рыболовецкие суда, а также пассажирские корабли и прогулочные катера и яхты. Максимальные габариты судов, принимаемых в гавани Ла-Либертад: длина — 200 м, осадка — 11 м, дедвейт — 40 тыс. тонн. Годовой грузооборот -5 млн тонн.
Тунца на живца
Манта (полное название — Сан-Пабло-де-Манта) расположен в центре страны, в провинции Манаби. Этоседьмой по населению (260 тыс. жителей) и третий по экономическому развитию город Эквадора. Главные отрасли хозяйства — портовая деятельность, лов рыбы (тунца), химическая и пищевая промышленность, а также туризм. Манта — город-побратим Владивостока.
В гавани Манта расположены два портовых терминала глубиной до 10 м — международный и каботажный (рыболовецкий). Основные грузы — рыба и морепродукты, зерно, кофе, какао, растительное масло, удобрения (карбамид), цемент, автомобили, производственное оборудование, запчасти, нефтепродукты (бункеровка), лесоматериалы, контейнеры. Порт также обслуживает пассажиров круизных лайнеров и прогулочных катеров и яхт. Максимальные габариты принимаемых судов: длина — 285 м, дедвейт — 20 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 5 млн тонн.
Пальмовое масло, древесное молоко
Эсмеральдас — город на севере страны, недалеко от границы с Колумбией, административный центр провинции Эсмеральдас; население — 160 тыс. человек. Основные отрасли экономики — агропромышленная, деревообрабатывающая, химическая и нефтеперерабатывающая, а также туризм. В городе находится крупнейший НПЗ страны — Petroecuador Refineria Esmeraldas, перерабатывающий 110 тыс. баррелей нефти в день; поставка сырья осуществляется по 500-километровому трубопроводу Trans-Ecuadorian Pipeline с месторождений на северо-востоке страны. В городе действует свободная экономическая зона.

Гавань Эсмеральдаса находится в эстуарии одноименной реки. Основные нетопливные грузы — сельхозпродукты (бананы, какао, рис, кукуруза, пальмовое масло, базилик, тропические фрукты), пиломатериалы (бальса, лавр, молочное дерево-санде, бальзамичиское дерево-чанул, гуаякан, тангаре), рыба (окунь и тунец), скот, металлоизделия, машины и оборудование, цемент, потребительские товары, контейнеры.
Большую часть грузопотока гавани составляют наливные грузы (нефть, бензин, дизельное и реактивное топливо), перевалка которых идет через три офшорных терминала — Balao, Tepre и Petroecuador Products. Глубоководные причалы (до 15,5 м) и якорные стоянки позволяют принимать супертанкеры длиной более 300 м и дедвейтом до 300 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 5 млн тонн.
Григорий Волчек