По данным аналитиков Westwood Energy, стоимость аренды морской буровой установки в прошлом году достигла максимума за последние девять лет. Средняя суточная ставка на самоподъемные, полупогружные и буровые суда составила в 2023 г. 118 тыс., 368 тыс. и 419 тыс. долларов США соответственно. По сравнению с серединой ковида (2021 г.) цены выросли на 54%. В условиях современного подъема рынка некоторые операторы уже применяют или рассматривают «нестандартные» способы снижения затрат на привлекаемые БУ.

Увеличение расходов обусловлено приростом глобального спроса на морские буровые установки, ограничениями в доступности свободных судов и ростом их использования. Эксперты Westwood отмечают происходящее в последнее время снижение активности в заключении контрактов на аренду новых установок. Операторы проектов ориентированы на оптимизацию использования уже законтрактованных морских БУ и стремятся поддержать экономическую эффективность реализуемых проектов.

Как продемонстрировала недавно заключенная сделка между TotalEnergies и Vantage Drilling,  одним из решений вопроса взлетевших цен на аренду буровых установок стало приобретение контрольного пакета акций в создаваемых совместных предприятиях между добывающей компанией и владельцем бурового флота. Оператор приобретет 75% акций путем создания нового совместного предприятия с буровым подрядчиком, который сохранит за собой оставшуюся долю в 25%, для использования бурового судна 7-го поколения Tungsten Explorer, способного работать на сверхглубинах. В рамках сделки Total заплатит 199 млн долларов США, а Vantage продолжит управлять установкой в течение десяти лет.

По словам главы TotalEnergies Патрика Пуянне, сделка заключена для контроля над затратами. В добывающей компании оценили выгоды такого подхода. В Total намерены и в дальнейшем заключать подобные сделки. В июне прошлого года добывающая компания объявила тендер на привлечение двух сверхглубоководных буровых судов сроком до десяти лет. Одна из БУ будет работать на шельфе Анголы, а другая – перемещаться между различными странами, включая Анголу, Мозамбик, Намибию и Суринам, буря разведочные и добывающие скважины.

Как прокомментировали в Westwood Energy, применение совместного владения установкой буровым подрядчиком и нефтедобывающей компанией восходит к 1970-м годам, ко временам нефтяного бума в Северном море. Но в дальнейшем добывающие компании решили, что они не хотят участвовать в бизнесе по владению буровыми установками и большинство подобных партнерств были ликвидированы.

Ряд национальных нефтедобывающих компаний, такие как бразильская Petrobras и индийская ONGC, располагают значительными флотами из буровых установок. Так, например, ONGC в настоящее время владеет и управляет шестью самоподъемными платформами и двумя буровыми судами в дополнение к 34 буровым установкам, которые она арендует у других владельцев буровых установок. 

Shell и Noble совместно разработали сверхглубоководные буровые суда Noble Bully 1 и 2, постройка которых обошлась компаниям в 600 млн долларов за каждое. Однако эти суда проработали на шельфе лишь несколько лет и были выведены из эксплуатации в 2020 и 2021 годах из-за проблем, выявленных в конструкции этих БУ. 

Два самоподъемных судна Cat-J Askepott и Askeladden принадлежат норвежским держателям лицензий на месторождения Oseberg и Gullfaks (обе лицензии находятся под управлением Equinor). Две буровые установки сервисной компании KCA Deutag используются для разведочного и эксплуатационного бурения в рамках этих морских лицензий и были специально разработаны с учетом требований Equinor под эксплуатируемые месторождения. 

Нина Маркова