Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Саудовская Аравия
На пути хаджа
Джидда расположена на западе Саудовской Аравии, на побережье Красного моря. Это второй по величине город страны (после столицы, Эр-Рияда) и ее «экономическая столица». В городской агломерации Джидды проживает более 5 млн человек, почти две трети которых — гастарбайтеры, в основном из Египта, Судана, Эфиопии, Эритреи, Сирии, Пакистана, Индии, Бангладеш, Вьетнама и Филиппин.
Название города близко к арабскому слову «бабушка» и связано с преданиями о праматери Еве (могила Евы — одна из главных достопримечательностей Джидды).
В древности Джидда была маленькой рыбацкой деревушкой. В 647 году третий мусульманский халиф Усман ибн-Аффан сделал Джидду главным пунктом приема паломников, совершающих хадж. В 969 году Джидда вошла в состав Фатимидского халифата; в тот период торговые связи Джидды существенно расширились. Приход к власти в 1177 году Айюбидов способствовал еще большему развитию торговли; одновременно с этим в городской умме (мусульманской общине) начал доминировать суннизм (ранее лидирующая роль принадлежала шиитам). В 1254 году контроль над территорией перешел к мамлюкам. В 1517 году на долгие 400 лет Джидда вошла в состав Оттоманской (Османской) империи.
В 1916 году на фоне острого кризиса в Турции, связанного с Первой Мировой войной, местные элиты провозгласили независимость государства Хиджаз. Вскоре оно объединилось с Недждом, а в 1932 году государство Неджда и Хиджаза стало называться Саудовской Аравией в честь древней династии Саудитов, возглавляемой королем Абдельазизом.

Порт Джидды — крупнейший в стране; это главная гавань, обслуживающая священные для мусульман города Мекку и Медину. Строительство современного порта Джидды началось в 1976 году. Гавань включает в себя 62 причала, расположенных в четырех портовых районах — Шуайба (специализированный нефтяной терминал), Северный и Южный контейнерные терминалы и Red Sea Gateway. Основные грузы — нефть и нефтепродукты, зерно, автомобили, скот, контейнеры, генеральные грузы. Глубина причалов — до 16 м. Годовой грузооборот — 240 млн тонн, судопоток — более 5 тыс. кораблей.
Гавань для супертанкеров
Янбу-эль-Бахр — крупнейший нефтеналивной порт на западе страны, на побережье Красного моря. Исторически Янбу был важным перевалочным пунктом на караванном пути из Йемена в Средиземноморье. Сегодня город имеет явно выраженную нефтяную специализацию: по трубопроводной системе Trans Arabian Pipeline (Tapline) сюда поставляется на переработку с последующей отгрузкой на экспорт сырье с огромных нефтегазопромыслов, расположенных на востоке страны. Население города — 350 тыс. человек.
Порт имени короля Фахада в Янбу, построенный в 1980 году, занимает площадь 7 кв. километров и состоит из 34 глубоководных причалов (от 16 до 18 м), способных принимать огромные суда, включая супертанкеры водоизмещением до 500 тыс. тонн. Основные грузы — продукты нефтепереработки (бензин, дизельное топливо, авиакеросин, моторные масла), нефтехимии (полиэтилен, полипропилен, этиленгликоль) и газопереработки (пропан, бутан, этан, нафта). Другие грузы — химикаты (сера), зерно, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 220 млн тонн. В порту действует современный пассажирский терминал для приема круизных лайнеров и яхт, а также крупная военно-морская база.
На вершине Даммамского купола
Городская агломерация Даммам — Дахран — Эль-Хобар — Эль-Джубайль, расположенная на западном берегу Персидского залива, в округе Эш-Шаркия (Восточная провинция), с населением более 3 млн человек — центр саудовской (и мировой) нефтедобычи. Точкой отсчета ее истории можно считать март 1938 года, когда разведочная скважина Д-7, пробуренная на глубину 1440 метров, дала нефть, причем в огромных количествах — до 4 тыс. баррелей в сутки (в настоящее время эта легендарная скважина превращена в мемориал).

Геологи назвали открытую нефтегазоносную провинцию Аравийской зоной; для разработки месторождения (Даммамского купола) крупная американская нефтяная компания Socal создала специализированную «дочку» с офисом в Дахране (сегодня здесь находится офис Saudi Aramco, крупнейшей нефтяной компании в мире).
Через год был построен трубопровод и нефтеналивной причал в соседней Рас-Таннуре («мыс жары»). 1 мая 1939 года король Абдельазиз в торжественной обстановке повернул заветный вентиль, и первая саудовская экспортная нефть начала наполнять стоявший под загрузкой американский танкер.
Во время Второй Мировой войны итальянские ВВС активно бомбили местные промыслы, в связи с чем добыча нефти в Даммаме сократилась до минимума, а работа терминала в Рас-Таннуры была остановлена.
После войны Даммамские нефтепромыслы начали быстро наращивать добычу. В 1950 году заработал Trans Arabian Pipeline (Даммам — Янбу), самый длинный в то время трубопровод в мире.
Первая половина 50-х годов – период «великих геологических открытий» в Саудовской Аравии. В 1951 году недалеко от Даммама на мелководье Персидского залива было открыто месторождение Сафания-Хафджи, ставшее крупнейшим в мире офшорным месторождением (таковым оно остается и по сей день; начальные извлекаемые запасы составляют 2 млрд тонн нефти и 300 млрд кубометров газа, ежегодная добыча – 65 млн тонн нефти).
Но главный подарок был впереди: к 1956 году по итогам десятилетних активных изысканий была открыта цепочка месторождений, вытянутая от Даммама на 300 км к югу – Айн-Дар, Шедгум, Утмания, Хавия и Арад. Поскольку продуктивные залежи почти вплотную примыкали друг к другу, было решено, что все они являются частями одного супергигантского, крупнейшего в мире месторождения, получившего название Аль-Гавар. Совокупные извлекаемые запасы составили около 10 млрд тонн нефти (5% мировых запасов), газа — 1 трлн кубометров. Аль-Гавар, вышедший на проектную мощность, обеспечил две трети общей добычи нефти в Саудовской Аравии. Сегодня на месторождении ежегодно добывается 275 млн тонн нефти и 20 млрд кубометров газа. Кроме того, недалеко расположено еще одно гигантское нефтяное месторождение — Берри.

Расположенный в Даммаме порт имени короля Абдельазиза построен Saudi Aramco и активно используется для снабжения местных нефтепромыслов. Здесь имеются более 50 причалов; основные грузы — нефть, нефтепродукты, СПГ, СУГ, зерно, железная руда, продукты питания, электротовары, автомобили, стройматериалы (портландцемент, клинкер), контейнеры. Годовой грузооборот — 120 млн тонн. Судоверфь имеет два дока для ремонта судов водоизмещением до 65 тыс. тонн.
Порт Эль-Джубайля, открытый в 1976 году, переваливает нефть, нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиакеросин, смазочные масла), минеральные удобрения, химикаты (серу), продукты питания, автомобили, контейнеры, генеральные грузы. Более новый участок порта, открытый в 1982 году, назван именем короля Фахда. Количество причалов — более 50, годовой грузооборот — 210 млн тонн. В гавани Эль-Джубайля находится учебный центр военно-морского колледжа имени короля Фахда, готовящий офицеров для саудовского ВМФ.
Несмотря на строительство новых нефтеналивных портов, Рас-Таннура не потеряла свое значения и как нефтеперерабатывающий кластер, и как нефтеналивной порт. 18 причалов глубиной до 18 м могут принимать танкеры, перевозящие нефть, нефтепродукты и СПГ с максимальным дедвейтом до 325 тыс. тонн. Отдельный сегмент порта обслуживает рыболовецкие сейнеры. Годовой грузооборот гавани – 200 млн тонн.
Возле границы
Город Джазан находится на юго-западе страны, возле границы с Йеменом, на побережье Красного моря. Прежнее название города — Ат-Тихама. До 1910 года город входил в состав Османской империи, потом до 1934 года был частью независимого государства Асир, а затем вошел в состав Саудовского королевства. С 60-х годов Йемен предъявляет Саудовской Аравии территориальные претензии на Джазан. Население города — 150 тыс. человек, этнический состав весьма пестрый: здесь живет много представителей африканских народов — эритрейцев, сомалийцев и ряд других.
Порт Джазан, открытый в 1976 году, занимает площадь 5 кв. км и включает 12 причалов и 3 подходных канала. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, зерно, скот, продукты питания, стройматериалы (цемент и клинкер), контейнеры и генеральные грузы. Годовой грузооборот — 60 млн тонн. В порту также имеется пассажирский терминал.
Самый новый
Порт Кинг Абдалла Сити — самый новый в стране: он построен в 2010 году в 100 км от Джидды. Площадь порта — 17,5 кв. км; на этой обширной территории находятся три грузовых района: контейнерный (общая длина причального фронта — 11 км, глубина — 18 м), Ro-Ro и балкерный (длина обоих — 1,4 км, глубина — 14 м). Основные грузы — зерно, стройматериалы, контейнеры, генеральные грузы. Кроме того, осуществляется бункеровка кораблей. Годовой грузооборот — 50 млн тонн.
Григорий Волчек