
Минфин России и Минэнерго России согласовали законопроект о корректировке параметров демпфирующего механизма для внутрироссийского топливного рынка. Поправки в Налоговый кодекс внесены на рассмотрение в Правительство РФ. Об этом говорится в пресс-релизе на сайте ведомства.
«Демпфирующий механизм, позволяющий минимизировать колебания мировых цен на нефть наконечные розничные цены внутреннего рынка нефтепродуктов, начал применяться с 1 января 2019 года. благодаря его эффективной работе, рост цен на бензин на АЗС в 2019 году был сопоставим с инфляцией, а в 2020 году составил всего 2,5%, что ниже инфляции почти вдвое. Это были самые низкие показатели за последние несколько лет», — говорится в сообщении Минфина РФ.
Как отмечает Интерфакс, внесенный в правительство законопроект предусматривает снижение индикативной цены автомобильного бензина в формуле демпфирующего механизма с 1 мая 2021 года по 1 января 2022 года на 4 000 рублей за тонну по сравнению с действующей ставкой, а с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 — на 2 700 рублей за тонну по сравнению с установленной сейчас в Налоговом кодексе.
С 1 января 2023 года будет проводиться индексация индикативной цены бензина на 3%. Помимо этого, предполагается снижение с 5% до 3% ежегодной индексации базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу, начиная с 1 января 2022 года.
В результате объем компенсаций нефтеперерабатывающим компаниям вырастет. «Изменение параметров демпфирующего механизма позволит существенно улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора, что будет способствовать сохранению динамики цен на АЗС в пределах годовой инфляции», — цитирует ТАСС заявление министра энергетики РФ Николай Шульгинов.
Всего из бюджета на выплаты компаниям будет направлено 350 млрд рублей в течение 2021–2023 годов. При этом почти половина этих расходов будет компенсирована за счет увеличения НДПИ на нефть. Впрочем, как подчеркивают в министерствах, рост НДПИ не окажет существенного влияния на финансово-экономическое положение нефтяных компаний: величина компенсации корректировки демпфера отраслью не превысит 1,4% от прогнозной EBITDA за 2021–2023 года по пяти крупнейшим нефтяным компаниям.
Как заявил в беседе с РБК источник в одной из крупных нефтяных компаний, эти условия обсуждались с нефтяниками, и они в целом согласны с оценкой последствий от их введения, приведенные Минфином и Минэнерго.
По данным Федеральной службы государственной статистики, которые приводит «Парламентская газета», с начала года цены на бензин в России выросли на 3,2%, на дизельное топливо –— на 0,1%. В среднем литр бензина на прошлой неделе стоил 47,65 рубля, литр дизельного топлива — 49,49 рубля.
В Федеральной антимонопольной службе рост цен на топливо связали с целым рядом факторов, среди которых как рыночные, так и стихийные. По мнению ведомства, стоимость бензина в 2021 году выросла на фоне повышения экспортных цен, роста спроса на нефтепродукты, низких температур воздуха и ограничения нефтедобычи в рамках ОПЕК+.
Кристина Кузнецова