Фото: stock.adobe.com

Информационное агентство Argus опубликовало заключительное исследование (в этом году) мирового нефтяного рынка (предоставлено редакции).  По мнению экспертов, 2020 г. стал сложным для экономики всех стран. Ограничительные меры в связи с пандемией Covid-19 крайне негативно повлияли на спрос на многие сырьевые товары. В первую очередь упало потребление энергоресурсов, в особенности моторного топлива и авиатоплива. Это повлияло и на рынок фрахта: после значительного роста ставок весной они заметно снизились в связи со слабым спросом. 

Argus Consulting понизил оценку потребления нефти в этом и следующем году в связи с введением нового строгого карантина в западных странах. Согласно прогнозам, спрос в 2020 г. снизится на 8,9% относительно прошлого года, до 91,6 млн баррелей в сутки, но повысится на 5,5% в следующем году, до 96,7 млн баррелей в сутки.

После роста потребления в текущем квартале на 730 тыс. баррелей в сутки по сравнению с третьим кварталом 2020 г. за счёт усиления спроса в Азиатско-­Тихоокеанском регионе (АТР), прежде всего в Китае и Индии, в первом квартале 2021 г., согласно прогнозу Argus, этот показатель останется без особого изменения. Рост потребления прогнозируется в апреле-июне 2021 г., когда Argus Consulting ожидает повышения спроса на 1,13 млн баррелей в сутки относительно уровня января-марта 2021 г., до 96,13 млн баррелей в сутки. Тем не менее этот показатель будет на 3,8 млн баррелей в сутки ниже, чем годом ранее.

Цены на нефть в текущем году, по мнению экспертов, характеризовались высокой волатильностью из­за геополитических факторов, развала прежней сделки ОПЕК+ и пандемии Covid­19. Стоимость фьючерсов Brent на бирже Ice обвалились с максимального в 2020 г. уровня 68,91 долларов за баррель по состоянию на 6 января до минимальных 19,33 долларов за барель — 21 апреля. Новые договоренности ОПЕК+, снижение добычи в других странах по экономическим причинам, а также восстановление спроса способствовало росту цен в середине декабря 2020 г. до 50 долларов за баррель.

Резкие изменения произошли с ценой на WTI на бирже Nymex. Контракты резко подешевели 20 апреля, примерно до минус 37,63 долларов за баррель в условиях паники, но на следующий день подорожали до 10,01 долларов за баррель.

Котировки оставались неустойчивыми и в начале года из­за обострения геополитических проблем. В начале января стоимость нефти выросла после сообщений об убийстве иранского генерала Касема Сулеймани американскими военными. Участники рынка опасались ответных мер Тегерана, в том числе блокады Ормузского пролива, по которому осуществляется более 20% поставок нефти, а также атак на объекты нефтяной инфраструктуры в Саудовской Аравии. Но сторонам удалось не допустить эскалации конфликта.

Во второй половине января 2020 г. нефтяные котировки начали снижаться вследствие ожидаемого роста добычи в США и других странах вне ОПЕК+, а также после сообщений об эпидемии Covid­19 в Китае. Но уже в середине февраля нефть подорожала из­-за фактической остановки экспорта из Ливии, где обострился вооруженный конфликт.

Самыми знаковыми событиями для рынка стали распад сделки ОПЕК+ с 1 апреля 2020 г. и решение ближневосточных производителей, во главе с Саудовской Аравией, наводнить рынок нефтью. Это совпало с усилением пандемии Covid­19, что привело к рекордному росту запасов нефти и нефтепродуктов, в том числе в плавучих хранилищах, и беспрецедентному падению цен.

С конца апреля наступил период постепенного восстановления нефтяных цен, за счет вступления в силу с 1 мая 2020 г. нового соглашения ОПЕК+, предполагающего сокращение производства на 9,7 млн баррелей в сутки. НПЗ в АТР увеличили закупки сырья, пользуясь низкими ценами.

Нефтяные котировки восстанавливались вплоть до сентября, когда возникли опасения наступления второй волны Covid­19. Но в декабре 2020 г. цены стали быстро расти, за счет начала массовой вакцинации в нескольких странах.

Перспективы развития нефтегазовой промышленности пока не радужны. Компании резко сократили капвложения в разведку, разработку и запуск новых месторождений. Снижены инвестиции в переработку, а загрузка НПЗ за редким исключением сохраняется на уровне, не превышающем 80% от проектных мощностей.

Правительство России согласилось на резкое снижение добычи в стране в соответствии с соглашением ОПЕК+, вступившим в силу в мае. Уже в июне Минэнерго уменьшило прогноз по добыче нефти и конденсата на текущий год до 510-520 млн т против первоначального объема 560-570 млн т.

Согласно последним оценкам министерства, производство нефти и конденсата в России по итогам 2020 г. может снизиться на 8%, примерно до 514 млн т. Ведомство воздерживается от прогнозов добычи жидких углеводородов на 2021 г. Энергетическая стратегия России на период до 2035 г., которую правительство одобрило в июне текущего года, предусматривает добычу нефти и конденсата в объеме 555-560 млн т в год до 2024 г., а затем в объеме 490-555 млн т в год в последующие 10 лет. Но эти целевые ориентиры не учитывают ограничения добычи по соглашению ОПЕК+, действующему до конца апреля 2022 г. С 1 января 2021 г. суммарные квоты стран ОПЕК+ увеличатся на 482 тыс. баррелей в сутки, и Россия сможет повысить добычу нефти на 126 тыс. баррелей в сутки, до 9,119 млн баррелей в сутки (1,26 млн т в сутки) нефти. Соглашение не ограничивает добычу газового конденсата.

Нина Маркова