Новые инвестиционные возможности и риски на рынках ВИЭ
Перспективы развития возобновляемой энергетики в Российской Федерации зависят от сотрудничества с Китаем, и такое безальтернативное партнерство имеет свои риски. О том, почему партнерство неминуемо, и о том, как избежать ряда рисков при помощи юридических инструментов нашему изданию рассказал Максим Захаров, управляющий партнер юридической фирмы Bishenov&Partners.
В сентябре прошлого года появилась малозаметная новость о том, что Россия и Китай обсуждают сотрудничество в рамках проекта арктической станции «Снежинка» в Ямало-Ненецком автономном округе. Планируется, что станция «Снежинка» должна стать полностью автономным комплексом, работающим на базе возобновляемых источников энергии и водорода. Проект «Снежинка» стал одним из немногих в области развития передовых технологий энергогенерации с восточными партнерами. Основной акцент в сотрудничестве двух стран делается на традиционные источники энергии — нефть и газ. Переговоры касаются в основном объемов поставок российских энергоносителей, а о проектах в области ВИЭ говорится мало. На то есть свои причины.
Перспективы против целесообразности
По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), к июлю 2023 года совокупная установленная мощность возобновляемых источников энергии в энергосистеме России преодолела порог в 6 ГВт. В структуре установленной мощности ВИЭ по виду генерации лидируют ветроэлектростанции, на них приходится 2,5 ГВт мощности. В то же время, по прогнозу Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ), к 2035 году мощности ветростанций в России могут вырасти лишь до 8 ГВт. Всего же данные виды ВИЭ к тому времени будут составлять около 2% в общей структуре электрогенерации.
В России конкурентных преимуществ для развития альтернативной энергетики и перехода на ВИЭ достаточно много. Кроме того, в стране существует значительный технологический задел, оставшийся еще с советских времен. В первой половине XX века в России существовала программа формирования сети мини-ГЭС на малых реках. Труды советских ученых на предмет использования энергии горячих вод вулканов и тепловой энергии земли, экспериментыпо расщеплению биомассы были одними из первых в мире. Но дешевые нефть и газ исказили реализацию значительной части всех «зеленых» проектов, и ВИЭ долгое время оставались в стороне. Россия могла стать лидером по производству технологий возобновляемой энергетики, но история сложилась так, что лидирующие позиции сегодня занимают Китай, США, ЕС и Япония — как в качестве лидеров в области патентов по альтернативной энергетике, так и по реализации конкретных проектов.
Сегодня российское правительство предпринимает некоторые шаги по развитию «зеленой» энергетики, но ввиду ряда объективных условий технологическая составляющая этого направления в значительной мере зависит от импорта. Многие из проектов ВИЭ сейчас приходится реализовывать форсированно, из-за этого сокращаются инвестиционные возможности инициаторов таких проектов. Российские производители сегодня занимают незначительную долю рынка в сравнении с зарубежными, а те модели, которые производятся у нас, так или иначе содержат зарубежные комплектующие — в основном китайские.
Производство сложного оборудования, например турбин для гидроэлектростанций или компонентов для ВИЭ, — это очень затратный и продолжительный процесс. Разработка и испытания требуют значительных и долгих инвестиций, окупить которые можно только при значительном наращивании объемов производства в будущем. Но, поскольку рассчитывать мы можем только на свой рынок, а он достаточно узкий, конкурировать с тем же Китаем становится сложно, а порой и экономически нецелесообразно. Поэтому и получается, что развитие этого направления вынуждено опирается на китайский импорт. Государство при этом старается стимулировать приток китайских инвестиций в российский энергосектор. Такие инвестиционные проекты имеют перспективы, в том числе с точки зрения локализации части производства и транзита технологий. Но в этом процессе есть ряд подводных камней, в первую очередь юридического характера.
Правила и структуры
Китай в свое время проделал огромную работу по отладке юридических механизмов как на уровне государственного контроля, так и нормативов для бизнеса. Весь комплекс мер, активно реализуемых в КНР еще с 2000 г., был направлен на то, чтобы стимулировать зарубежные компании не только инвестировать в перспективные проекты и направления экономической деятельности, но и параллельно локализовывать производственные мощности и передавать технологии. В России инвестиционная политика с точки зрения разработки нормативной базы остается слаборазвитой. Исследования китайских инвестиций в различные сектора российской экономики (от нефтегаза и ИТ до заготовки древесины) за последние 20 лет показывают, что китайские компании выстраивают сложные структуры и используют непрозрачные механизмы трансфера технологий.
И вот именно тут необходимы самые значительные усилия: законодательные со стороны российского правительства федерального и регионального уровней, а также выработка нормативов и требований внутри отдельных компаний, которые хотят реализовывать совместные проекты с китайскими партнерами. Необходимо развивать нормативную базу и повышать уровень осведомленности о юридических аспектах инвестиционной деятельности китайских компаний. Это нужно, чтобы гарантировать не только создание инфраструктуры ВИЭ у нас в стране, но и освоение и локализацию технологических процессов.
Перспективы
2 августа прошлого года в региональном Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии сообщили о начале строительства двух крупнейших в России солнечных электростанций. Мощность новых СЭС превысит 50 МВт. Вместе они обеспечат 166 млн киловатт-часов электрической энергии. Ежегодное снижение выбросов углекислого газа составит приблизительно 74 тысячи тонн. Это только один пример. Тут еще нужно отметить, что, вопреки стереотипам, эффективность солнечных батарей, например, в снежных регионах выше, чем даже в солнечных — где-нибудь в Сахаре. В нашей стране огромное количество уже реализованных и перспективных проектов по генерации ВИЭ. Стратегическое партнерство с китайскими соседями тоже хорошее подспорье для развития этого направления, несмотря на все сложности и риски. Важно только помнить об этих рисках и учитывать их, а для этого необходимо развитие нормативно-правовой базы и экспертизы.
Максим Захаров,
управляющий партнер юридической фирмы Bishenov&Partners.