Фото: Shutterstock.com

Авиационная промышленность разрабатывает новые виды доступного экологически чистого топлива. Среди лидирующих направлений — эксперименты с биотопливом и топливными элементами, но самым многообещающим может стать разработка японской Toshiba. Компания создала новое устройство для сбора и преобразования углекислого газа. С помощью электричества и химических реакций «головная боль» нефтегазовой промышленности превращается в окись углерода, которая может быть использована в качестве сырья для дальнейшего производства авиационного топлива. 

По информации Toshiba, созданный преобразователь CO2 отличается самой высокой скоростью обработки в мире. Однако пока оборудование может перерабатывать лишь 1 т углекислого года в год. Но конструкторы Toshiba уже работают над крупными версиями инновационного устройства, которые помогут сократить выбросы на промышленных предприятиях. Как отмечают в компании, технология станет ключом к обеспечению углеродной нейтральности в сочетании с использованием электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников энергии. 

Многие страны берут на себя цель достижения к 2050 г. так называемой климатической нейтральности с нулевыми выбросами углекислого газа. Эта цель потребует сокращения выбросов в сегменте транспорта на 90%. Авиакомпании и авиастроительные концерны сообщают о новых разработках экологически чистого авиационного топлива, ставя целью снижение выбросов CO2 на 80% по сравнению с традиционным реактивным топливом. Как заявляют сегодня в ведущих авиаконцернах, создание инновационных технологий производства авиатоплива с близким к нулю выбросом углекислого газа — единственный способ добиться значимых результатов в декарбонизации авиаперевозок.

Торговая организация Airlines for Europe, представляющая 70% европейской отрасли, считает перспективным направлением использование в качестве авиатоплива переработанного масла из-под приготовления еды. Но пока, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, производство такого вида авиатоплива достигает порядка 100 млн л в год. Так, например, европейская компания Neste в настоящее время производит около 100 тыс. т экологически чистого авиационного топлива в год и планирует увеличить объем поставок до 1 млн т к 2023 году. Огромные масляные отходы пищевой промышленности помогут снизить карбоновый след авиации на 34% к середине века. Еще 37% сокращения выбросов CO2 дадут усовершенствованные технологии в авиастроении. 

По информации компании BP, при производстве новых видов авиатоплива помимо отработанного кулинарного масла в ход может пойти мусор: твердые отходы домашних хозяйств, бумага и другая упаковка. Такая переработка в «чистое авиационное топливо» позволит сократить количество отходов на свалках и, соответственно, их вредные выбросы, отравляющие пространства вокруг современных городов. По данным корпорации, современные технологии позволяют смешивать экологически чистое авиатопливо с обычным авиационным керосином в пропорции 50% на 50% без ухудшения его летных характеристик. 45 авиакомпаний уже используют экологически чистое топливо и сообщают о готовности нарастить его потребление в дальнейшем.  

Еще одно направление нацелено на разработку водородных топливных элементов для применения их в авиации в качестве топлива.  Американский стартап HyPoint объявил о разработке водородного топливного элемента, мощность которого втрое превышает выпускаемые в настоящее время элементы. Летные испытания таких элементов предполагается начать в следующем году, а в промышленное производство запустить к 2023 г. Топливные элементы и водородные системы также проходят испытания в нидерландском аэрокосмическом центре NLR.  Прототип водородного самолета Phoenix PT до лета 2021 г провел серию полетов на аккумуляторах, а затем авиаконструкторы установят на него водородный топливный элемент, работающий на сжатом водороде. Также ведутся разработки топливного бака для жидкого водорода.

Мария Кутузова