По информации Интерфакса, объемы реализации нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по итогам 2024 г. составили рекордные 37,19 млн т. Рост по сравнению с 2023 г. достиг 20%. Оборот в денежном выражении вырос на 33,2% – до 2,154 трлн рублей.

СПбМТСБ – крупнейшая товарная биржа России, организующая торги на рынках нефтепродуктов, нефти, природного газа, СУГ, леса и стройматериалов, минеральных удобрений, а также на срочном рынке, последовательно наращивает торговлю продуктами нефтепереработки. По итогам прошлого года, бензинов на бирже продано 10,91 млн т, рост составил 12,1%. Продажи Аи-92 достигли 6,47 млн т (рост на 7,6%), Аи-95 – 4,35 млн т (увеличение на 19,8%).

Дизельного топлива реализовано 18,81 млн т, что на 27,5% больше, чем в 2023 г. Из них 10,95 млн т – летнего ДТ (рост на 40,6%), зимнего – 3,53 млн т (рост на 5,7%), межсезонного – 2,91 млн т, арктического – 1,42 млн т (рост по каждому из типов на 19,3%). Продажи авиакеросина составили 1,75 млн т, топочного мазута – почти 2 млн т (рост по обоим видам нефтепродуктов на 6,3%), сжиженных углеводородных газов – 2,8 млн т (увеличение на 16,6%).

19 декабря 2024 г. СПбМТСБ установила рекорд по объему торгов нефтепродуктами в рамках одной сессии на уровне 208,06 тыс. т. Наибольшую долю в структуре проданных нефтепродуктов заняло дизельное топливо – 48% или 100,7 тыс. т. Бензинов было продано 66,9 тыс. т (32% от всего объема), сжиженных углеводородных газов (СУГ) – 14,8 тыс. т (7%), топочного мазута – 11,7 тыс. т (6%), авиакеросина – 6,2 тыс. т (3%). Предыдущий максимальный показатель был установлен по итогам торгов 27 сентября 2023 г. – 205,97 тыс. т.

Торги на СПбМТСБ, в том числе нефтепродуктами, – это преимущественно операции с физической поставкой товара. Биржа входит в число крупнейших спотовых бирж мира. СПбМТСБ за 16 лет своего развития стала одним из главных каналов реализации и приобретения нефтепродуктов в стране. Также на бирже сформированы российские ценовые индексы, отражающие тенденции рынка, являющиеся ориентиром для государственных органов и бизнеса.

Нормативы биржевых продаж стали механизмом поддержания стабильности на топливном рынке страны. Государством установлены нормативы – 15% по бензину и 16% по дизтопливу, но фактически объемы реализации их значительно превышают и равны по бензину примерно 25%, по дизельному топливу – 20%, по итогам 2023 г. Сегодня на СПбМТСБ реализуется каждая третья тонна топлива от поставок на внутренний рынок, что позволяет говорить о высоколиквидном рынке нефтепродуктов, сформированном на бирже. Наличие нормативов дает гарантированный минимум биржевого товара на рынке, что важно не только номинальными величинами, но и тем, что к продавцам применяются требования о регулярности и равномерности продаж. За счет биржевых механизмов, выполняются задачи по развитию торговли стратегическими товарами. Участники рынка – компании-производители, превышают нормативы реализации,
установленные Совместным приказом ФАС и Минэнерго России.

СПбМТСБ продолжает совершенствовать систему электронных торгов, а также используемые на бирже инструменты и механизмы. Ведется мониторинг соблюдения практик добросовестной торговли, действует практика самодисциплины участников торгов и их клиентов – принят и
соблюдается Кодекс профессиональной этики участников торгов АО «СПбМТСБ». Совместно с регуляторами и участниками торгов проводятся мероприятия, направленные на поддержание уровня предложения для удовлетворения потребностей участников рынка в период высокого
спроса.

Правительство РФ, Министерство энергетики и ФАС России анализируют рыночную ситуацию и прогнозируют риски, в частности оттока товара с внутреннего рынка. Ведомства реагируют на кризисные моменты: это и рост нормативов продаж дизтоплива, и запрет на экспорт бензина. В конечном итоге такие меры сказались на стабилизации цен на внутреннем рынке. СПбМТСБ реагирует постоянным мониторингом ситуации и при необходимости предпринимает меры, которые обеспечивают дисциплину участников. Биржа помогает стабилизовать рынки наличием четких биржевых правил и контроля за их исполнением, в частности обеспечением поставок по биржевым сделкам, пресечением нарушений в ходе торгов и неисполнения договоров.

Для обеспечения принципа равнодоступности ведется борьба с недобросовестными торговыми практиками, применяются наказания к нарушителям – штрафы, ограничения, отстранения от торгов. Инициаторами введения таких мер являются сами покупатели, которые не смогли получить доступ к товару из-за недобросовестных участников. В ситуации увеличения спроса на рынке, биржевые механизмы обеспечивают также параллельное увеличение предложения товара. Один из способов стабилизации и снижения ажиотажа – срочный рынок. Весной 2024 г. ФАС и Минэнерго установили возможность для доминантов на добровольной основе продавать 1% реализуемых на СПбМТСБ нефтепродуктов в виде поставочных фьючерсных контрактов, также разрабатывается план обязательных продаж на срочном рынке. Развитие торгов мелким оптом делает биржу гибкой площадкой, которая реагирует на запросы небольших и средних участников, отвечающих за доставку топлива в труднодоступные районы или обеспечивающих поставки на небольшие сети АЗС, коммунальные предприятия и т.д.

Важный сервис, который развивается на бирже – оператор товарных поставок по железной дороге. ОТП РЖД делает транспортировку нефтепродуктов, поставляемых по биржевым договорам, максимально прозрачной для всех сторон и участников перевозочного процесса.
Логистический контроль перевозки от отправки порожнего вагона под погрузку до его возврата, отслеживаемость перевозки в режиме реального времени, электронный документооборот – преимущества данного сервиса. На протяжении 2024 г. СПБМТСБ совершенствовала сервис, содействовала подключению к нему новых поставщиков и покупателей. Внедрение института ОТП РЖД планируется не только для рынка нефтепродуктов, но и для всех товарных биржевых рынков, в том числе угля, минеральных удобрений, леса, строительных материалов и других.

Глобальный ракурс

По информации Управления энергетической информации США, мировые мощности по переработке нефти и потребление нефтепродуктов будут расти, как минимум, до 2028 г. Увеличение обусловлено повышением благосостояния и ростом среднего класса в странах Азии и Ближнего Востока и ведет к увеличению потребления транспортного топлива в течение следующих десяти лет. Так, к 2028 г. нефтепотребление вырастет до 105 млн баррелей в сутки. Согласно прогнозам Wood Mackenzie, объем мирового рынка нефтепереработки может увеличиться до 2800,91 млрд долларов США к 2034 г.

В Китае пик потребления нефтепродуктов придется на 2027 г., и затем спрос начнет снижаться по мере того, как страна активно электрифицирует автомобильный транспорт. Тогда как многие другие страны, не входящие в ОЭСР, столкнуться с нарастающим потреблением в топливном сегменте и после 2030 г. Однако НПЗ в этих регионах не будут застрахованы от влияния на маржинальность падения мирового спроса на транспортное топливо. Новые нефтеперерабатывающие мощности, введенные в мире в строй в 2024 г., привели к росту конкуренции в глобальной переработке. В Нигерии заработал крупнейший НПЗ в Африке, в то время как Ближний Восток продолжает укреплять позиции в качестве одного из главных мировых центров переработки.

В России в последние годы на торговлю нефтепродуктами повлиял налоговый маневр – поэтапное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в обмен на повышение НДПИ. Налоговый маневр привел к нивелированию косвенных субсидий для НПЗ, образовывавшихся из разницы между более высокими пошлинами на нефть и более низкими – на нефтепродукты. С 2017 г. (еще до налогового маневра) были уравнены пошлины на нефть и мазут, а с 2024 г. одинаковая (нулевая) пошлина действует для нефти и всех остальных видов нефтепродуктов. В среднесрочной перспективе на объем поставок нефтепродуктов из России будут влиять запреты на экспорт, которые вводятся регуляторами в периоды быстрого роста цен, а также санкции на продажу оборудования для российских НПЗ, которые в 2022 г. были установлены рядом ведущих стран ОЭСР, отмечают OPEN OIL MARKET.

Одним из трендов, влияющих на мировую торговлю нефтепродуктами, аналитики называют нарастающее влияние распространения и продаж электромобилей. Доля электрокаров и подключаемых гибридов в мировых продажах новых легковых авто увеличилась с 2,6% в 2019 г. до 18% в 2023 г., а их доля в парке легковых авто – с 0,6% до 3,2% соответственно. Согласно прогнозам, доля электромобилей в мировом парке легковых автомобилей увеличится до 20-30% к 2035 г.

Как это повлияло на спрос на бензин? Глобальное использование нефти для производства бензина с 2019 г. по 2023 г. увеличилось лишь на 30 тыс. баррелей в сутки, тогда как конечный спрос на нефть за тот же период вырос на 2 млн баррелей в сутки. Ключевым драйвером нефтеспроса становится нефтехимия: спрос на нафту (сырье для производства полимеров) увеличился на 330 тыс. баррелей в сутки в 2019-2023 годах, а на сжиженные углеводородные газы – на 880 тыс. баррелей в сутки. Важным драйвером спроса остается морской и наземный грузовой транспорт, где электрификация не стала заметным трендом: глобальный спрос на дизель и морской газойль в 2019-2023 годы увеличился в общей сложности на 540 тыс. баррелей в сутки, по данным российского OPEN OIL MARKET. 

/СПбМТСБ, Интерфакс, OPEN OIL MARKET/