Как ожидается, по результатам 2024 года добыча нефти в Канаде вырастет примерно на 10 процентов. Это очень серьезно, потому что напрямую отразится на перераспределении глобальных нефтепотоков и заполнении всевозможных «вакуумов» в поставках, образовавшихся в последние пару лет, в том числе и из-за решения о сокращении добычи странами ОПЕК+. Ради амбициозных планов насчет глобального рынка канадцы даже готовы на напряженные отношения с историческими партнерами из Мексиканского залива.
К чему это может привести, анализирует Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Канада добывает около 4,8 миллиона баррелей в сутки, но к концу 2024 года эта цифра может вырасти примерно на 500 000 до примерно 5,3 миллиона баррелей в сутки, как считают в S&P Global Commodity Insights. Для канадцев это станет рекордом, ведь еще в 2018 году этот показатель равнялся 4,61 млн б/с. Ожидается, что большую часть роста будут обеспечивать нефтеносные пески Альберты, но рост ожидается по всей Западной Канаде и на морских объектах вблизи Ньюфаундленда и Лабрадора.
На фоне сокращения добычи Саудовской Аравией и Россией экспорт тяжелой канадской нефти в последние месяцы неуклонно рос. Причин несколько, но основной специалисты считают то, что ряд стран столкнулся с сокращением импорта сырой нефти в результате сокращения добычи странами ОПЕК+. Так что неудивительно, что основными направлениями для канадской нефти стали Азия и Европа.
Однако, во всей этой истории до недавнего времени существовал очень весомый «якорь» в виде недостаточной инфраструктуры. Большая часть канадского сырья традиционно отправлялась за рубеж через Мексиканский залив США, потому что внутренний трубопровод Trans Mountain (TMX) обладал недостаточной мощностью. Да и отношения с американскими партнерами из Мексиканского залива были многолетние, успешные и выгодные. Но в какой-то момент Канада решила, что этого недостаточно.
Собственный крупный трубопровод Trans Mountain (TMX) протянулся из Эдмонтона в Ванкувер, однако его мощность была довольно низка, так что его расширение стало жизненно важным этапом для канадских нефтяников. И вот, наконец, история близка к завершению: на данный момент строительство завершено более чем на 97,8%. Производители ожидают запуска с нетерпением, потому что пропускная способность «трубы» вырастет втрое и достигнет 890 000 баррелей в сутки.
Канадское правительство приняло решение приобрести трубопровод TMX в 2018 году за 3,37 миллиарда долларов, но при этом затраты на расширение с тех пор выросли до 23 миллиарда долларов. Кроме того, в последние годы трубопровод сталкивался с невероятным количеством проблем самого разного характера. Среди них были как юридические и политические препятствия, так и, разумеется, экологические активисты, которые обвиняли в том числе финансирующие проект банки. По их мнению, вместо того, чтобы вкладываться в предотвращение глобального потепления банки вкладывали миллиарды долларов в один из «худших проектов ископаемого топлива в истории страны», как они сами заявляли, добавляя, что канадские банки с момента подписания Парижского соглашения вложили более 1 триллиона долларов в различные канадские угольные и нефтегазовые проекты.
При этом ожидаемо в запуске модернизированной канадской «трубы» не слишком-то заинтересованы НПЗ Мексиканского залива, которые до этого момента полностью контролировали потоки и цены. Теперь же часть североамериканской нефти, причем немалая, пойдет в обход. Канадские поставки были стабильным источником баррелей, а теперь их не будет.
В самой Канаде возлагают на проект большие надежды. Аналитики говорят, что благодаря модернизации TMX добыча достигнет 5,5 миллионов баррелей в сутки к 2030 году, а вполне вероятно и раньше. Власти вынашивают идею продать проект, и задорого, однако за годы строительства накопилось немало проблем и долгов, так что сначала придется разобраться с ними.
Но нет причин думать, что это не произойдет, потому что Канада твердо намерена воспользоваться разногласиями между лидерами-производителями и отвоевать свой кусок мирового нефтяного рынка. И чем больше он будет – тем лучше, во всяком случае местная инфраструктура к этому готова.
Михаил Вакилян
Зарубежный корреспондент ИРТТЭК